9. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды в России.

10. Каким образом осуществляется оценка экономического ущерба, причиняемого окружающей среде?

11. Назначение экологической экспертизы инженерных проектов.

Тема 6. Международное сотрудничество

в области экологии [2, 6, 17]

Международные соглашения (договоры, конвенции) по охране окружающей среды, их виды и значение. Международные организации в области экологического сотрудничества государств. Россия и ее регионы в системе международного сотрудничества.

Контрольные вопросы

1. Основные принципы международного сотрудничества вобласти охраны окружающей среды.

2. Какие международные договоры в области охраны окружающей среды Вы знаете?

3. Перечислите международные организации в области охраны окружающей среды.

4. Какие территории с международным правовым режимом Вы знаете?

5. Какие территории относятся к смешанному правовому режиму?

6. К какому правовому режиму относится Мировой океан?

7. Каким образом осуществляется охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов?

2. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение теоретического материала по конспектам лекций и рекомендуемой литературе, редактирование текста лекций, подготовку к�практическим занятиям, выполнение домашней контрольной работы.

Индивидуальная работа со студентами предполагает защиту домашней контрольной работы и обсуждение проблемных вопросов по тематике курса на практических занятиях.

Основная цель выполнения контрольных работ состоит в�закреплении теоретических знаний по разделам дисциплины и�приобретении практических навыков самостоятельно намечать пути по улучшению состояния окружающей среды, а также выполнять расчеты процессов и аппаратов защиты этой среды.

Контрольные задания содержат задачи по изучению и использованию нормативных материалов (СНиП, СанПиН, соответствующих ГОСТ. Р), расчету ПДС, ПДВ, ВСС, ВСВ, СЗЗ, а�также процессов и аппаратов защиты окружающей среды и др.

В контрольной работе студент отвечает на один теоретический вопрос (список вопросов приведен ниже) и решает одну задачу из приведенных ниже пяти разделов: «Задачи по расчету водоохранных сооружений и оценке качества воды», «Задачи по определению качества и защиты атмосферного воздуха от загрязнения», «Задачи по защите окружающей среды от отходов производства и потребления», «Задачи по защите окружающей среды от шума» и «Задачи по защите окружающей среды от электромагнитного загрязнения».

Номер вопроса, задачи и номер варианта выбирается по последней цифре учебного шифра студента (номер зачетной книжки). Поскольку в разделе 1 задачи № 1 и 2 имеют только пять вариантов, то в случае, если последняя цифра больше пяти, вступает в силу номер в скобках. В случае если она равна нулю, то выполняется вариант № 5(10).

Ответы на вопросы следует излагать в реферативной форме с приведением необходимых схем, выполненных карандашом в соответствии с правилами технического черчения. Возможным вариантом является вклеивание в текст ксерокопий рисунков и схем. В решениях задач также необходимо приводить поясняющие схемы и рисунки, а также ссылки на нормативные документы и литературные источники.

Контрольную работу следует выполнять чернилами, четко и разборчиво. Возможен вариант выполнения работы на компьютере.

Контрольная работа должна начинаться с титульного листа, где указывается министерство (Министерство образования Российской Федерации), наименование учебного заведения (Уральский государственный экономический университет), наименование кафедры (Технология хлеба, кондитерской и макаронной промышленности), наименование дисциплины (Контрольная работа по экологии), фамилия, имя, отчество, номер учебного шифра студента, фамилия, И. О., ученая степень и ученое звание преподавателя, а также город, в котором выполнялась работа, и год ее выполнения. На второй странице указывается содержание контрольной работы с указанием страниц. Далее приводится реферативный ответ на заданный вопрос, излагается задача и ход ее решения с ответами и выводом. В конце работы необходимо указать использованную литературу, поставить подпись и дату.

Вопросы

1. Сформулировать понятие экологии как науки об основных законах и принципах функционирования системы «общество–природа». Современная структура и основные направления развития экологии. Дать понятие биосферы как единого пространства, в котором сосредоточена жизнь. Границы биосферы.

2. Дать понятие экологической системы. Основные направления развития сообществ и экосистем. Дать характеристику основных групп живых организмов в экосистеме. Биологический круговорот и его блоки.

3. Факторы, влияющие на продукцию органического вещества из простых неорганических. Закон толерантности Шелфорда для минимального и максимального значения фактора среды. Классификация экологических факторов.

4. Глобальные проблемы загрязнения окружающей среды. Понятия «демографический взрыв», «исчерпаемость ресурсов», «парниковый эффект» и изменения глобальных характеристик биосферы. Виды антропогенных нагрузок на природу. Основные виды загрязнения окружающей среды.

5. Понятие «природные ресурсы» и их классификация. Охрана и рациональное использование природных ресурсов.

6. Предприятия пищевой промышленности и окружающая среда. Методы защиты окружающей среды, применяемые на предприятиях пищевой промышленности.

7. Основные экологические требования к строительству объектов пищевой промышленности.

8. Мониторинг окружающей среды. Методы и средства контроля за ее состоянием. Ответственность за нарушение природоохранных требований.

9. Методы и технические средства защиты атмосферного воздуха от загрязнения и очистки отходящих газов.

10. Методы и технические средства защиты водных объектов от загрязнения и очистки сточных вод до нормативных показателей.

Раздел 1

Задачи по расчету водоохранных сооружений

и оценке качества воды

Задача № 1. При помощи ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая» или СанПиН 2.1.4.1074-01 оцените качество питьевой воды в�практике работ по эксплуатации систем хозяйственно-питьево�го водоснабжения в предложенных ниже вариантах и ситуациях.

Вариант 1(6). Водопроводная станция направляет на согласование Главному государственному инспектору Госстандарта города М план проведения лабораторно-производственного контроля за качеством воды.

Водопровод забирает воду из реки Н, обслуживает население численностью 25�000 человек. На станции вода коагулируется сернисто-кислым алюминием с добавлением полиакриламида, хлорируется и фторируется. Для контроля за качеством воды намечаются следующие точки ее отбора (табл. 1).

Таблица 1

Точки отбора и выполняемые анализы проб воды

Точки отбора пробы

Выполняемые анализы

и периодичность отбора проб

1. В месте водозабора

Жесткость, рН, фтор, вкус, запах, цветность, мутность – 1 раз в неделю

2. Перед подачей воды в сеть

Остаточный хлор – 1 раз в час.

Полиакриламид, рН, жесткость, фтор, вкус, запах, цветность, мутность – 1�раз в неделю.

Остаточный алюминий – 2 раза в год

3. В распределительной сети:

вблизи водопроводной станции в тупиковых точках;

возвышенных точках;

в домах, имеющих подкачку

Коли-индекс, общее число бактерий, мутность, цветность, запах, привкус – 20 раз в месяц