Фритьоф Нансен
В течение нескольких столетий ученые стремились проникнуть в тайны полярных стран. Одним из таких ученых был знаменитый норвежец Фритьоф Нансен. Родился Нансен в усадьбе Стуре-Фрён, близ Христиании (ныне Осло), в 1861 г.
Детство Нансена прошло в окрестностях столицы Норвегии — Христиании в удивительно живописной местности. Несмотря на материальное благополучие и достаток, его родители придерживались спартанской системы воспитания: пища готовилась самая простая, но питательная, одежда шилась добротная, но не нарядная, игрушки приобретались лишь недорогие. Ничто не изнеживало детей. Родители поощряли занятия детей спортом. Особенно любил Нансен лыжи; на них он спускался с самых высоких гор. Нансен был лучшим лыжником среди своих сверстников. В теплое время года он посещал городскую школу плавания. С группой товарищей Нансен совершал далекие походы по горам Скандинавии, пробираясь сквозь дремучие леса, по горным ущельям, переправляясь через стремительные, бурные реки. Иногда такие экскурсии длились две и более недели.
Нансен поражал своих спутников отчаянной смелостью. Если перед ним была почти отвесная скала, то он предпочитал взбираться напрямик, не обходя опасного места; поэтому не раз его жизнь подвергалась опасности.
Возвращаясь из дальних экскурсий, он с еще большим рвением принимался за учебу, садился за книги и читал не зная устали с таким же увлечением, как и путешествовал.
По окончании университета Нансену представился случай отправиться в первое арктическое плавание на промысловом судне. Любовь к морю и жажда открытий неизвестных земель решили судьбу будущего исследователя Арктики. Получив степень доктора зоологии, Нансен не стал кабинетным ученым. Он мечтал о путешествии через ледяное плато Гренландии от восточного до западного ее побережья. Многие считали такую экспедицию безумием, так как центральная часть Гренландии считалась непроходимой.
17 июля 1888 г. Нансен со спутниками — тремя норвежцами, в том числе с прославившимся впоследствии капитаном Отто Свердрупом, и двумя лапландцами,— высадился с корабля в лодки и начал пробиваться сквозь плавучие льды к восточному побережью Гренландии. 12 дней они плыли вдоль берега и отдалились почти на 400 км от места, намеченного для высадки на остров. Затем им пришлось возвращаться на лодке и частью пешком по берегу. Наконец 16 августа трое смельчаков добрались до исходного пункта своего путешествия через Гренландию и двинулись на лыжах через самый большой остров на Земле.
Морозы достигали 45°. Сани с провизией и инструментами приходилось тащить на себе. Питались все время впроголодь холодной пищей. Больше, чем от голода и холода, путешественники страдали от жажды. Нансен рассказывал, как больше месяца они теплотой своего тела растапливали снег для питья. Приходилось набивать в бутылки снег и носить их за пазухой.
В начале октября путешественники вышли на западный берег Гренландии и в селении Готхоб остались зимовать, чтобы с первым весенним пароходом вернуться в Европу. В конце мая 1889 г. они прибыли в Норвегию, где им был оказан торжественный прием. Об этой экспедиции Нансен увлекательно рассказал в двух книгах: «На лыжах через Гренландию» и «Жизнь эскимосов».
Тяжелые испытания, перенесенные Нансеном, не испугали его, а оказались хорошей школой тренировки для осуществления еще более смелых планов ученого — проникнуть в центр Арктики, к полюсу.
«Я уверен,— писал Нансен,— что если мы обратим внимание на силы, свойственные самой природе, и попробуем работать заодно с ними, а не против них, то найдем вернейший и легчайший способ достижения полюса». Ученый исследовал течения в Северном Ледовитом океане и пришел к заключению, что они направляются от берегов Сибири к полюсу. Поэтому Нансен решил на судне «Фрам» («Вперед») дрейфовать со льдами к полюсу.
Так он и сделал. В 1893 г. «Фрам» отплыл от Норвегии, благополучно прошел через Карское море, обогнул мыс Челюскин и вмерз в лед к северу от Новосибирских островов. Дрейф начался. Сразу же приступили к научным наблюдениям над земным магнетизмом, растительной и животной жизнью океана, постоянно вели метеорологические наблюдения, измеряли через проруби или в полыньях глубину океана, особенно следили за скоростью и направлением дрейфа льда и силой ледовых сжатий.
Чтобы «Фрам» мог выдержать ледовые сжатия, от которых уже погибло немало полярных судов, Нансен сделал дно корабля настолько округленным, что при давлении льдин на борта все судно как бы выжималось на поверхность льда. Стенки корабля имели около 1м толщины. Тройная обшивка корпуса была сделана из дуба. В длину корабль имел 39 м, в ширину — 11 м. Ледовые сжатия не причиняли кораблю никакого вреда. Первое испытание Нансен описал так: «Раздался оглушительный грохот, и «Фрам» весь задрожал. Это было первое сжатие льдов. Все выскочили на палубу посмотреть. «Фрам», как я и ожидал, держался превосходно. Лед наступал непрерывно, но уходил вниз, под киль судна, а оно медленно выжималось кверху».
Полярная ночь проходила в напряженной научной работе, чтении книг, прогулках, товарищеских беседах и охоте. «Фрам» дрейфовал очень медленно, описывая сложные петли. Но общее движение было направлено на север.
Летом Нансен начал готовиться к санной экспедиции на полюс. Но рассчитывать на успех похода он мог только в том случае, если судно близко продвинется к полюсу.
Прошла вторая зимовка. С наступлением светлых дней, 14 марта 1895 г., Нансен в сопровождении Иогансена покинул «Фрам», который находился тогда на 84° с. ш. и направился к полюсу. Путь оказался значительно труднее, чем предполагал Нансен. Путешественникам пришлось преодолевать нагромождения льдов и полыньи. Шли они в замерзшей одежде, которую негде было высушить. Когда путешественники залезали в спальные мешки, одежда оттаивала, но утром вновь замерзала. Нансен натер рукавом на руке рану почти до кости. Видя бесполезность усилий, достигнув 86°41′ с. ш., ученый решил повернуть на юг и пошел к Земле Франца-Иосифа.
После трех с половиной месяцев тяжелого пути по ледяной пустыне наконец показалась открытая вода; тогда спустили каяки и под парусами добрались до Земли Франца-Иосифа. Из камней, земли и моха соорудили хижину-нору и зазимовали.
Весной по чистой воде, иногда перетаскивая каяки через лед, путешественники двинулись на юг. Им пришлось пережить немало злоключений. Однажды морж своими бивнями пробил каяк Нансена, и надо было высаживаться на берег, чтобы заделать пробоину. Случалось не раз, что к ним незаметно подкрадывались голодные медведи, а один раз ветром унесло каяки, и Нансену пришлось броситься в ледяную воду и вплавь догонять их. Словом, опасности подстерегали путников на каждом шагу.
В июле 1896 г. Нансен и Иогансен вышли к южной оконечности Земли Франца-Иосифа. Здесь Нансен внезапно услышал лай собаки. Сначала он не поверил своим ушам. Слишком нелепой показалась ему эта мысль. Но лай повторился. Нансен пошел на лай собаки и вскоре услышал человеческий голос. А вот и человек идет навстречу. Этот исключительный момент Нансен описывает так:
«Мы постепенно приближались друг к другу. И замахал шляпой, человек сделал то же. Потом мы протянули друг другу руки. С одной стороны — цивилизованный европеец в клетчатом английском костюме, высоких резиновых сапогах, тщательно выбритый и причесанный, благоухающий душистым мылом, запах которого издалека доносился до острого обоняния дикаря. С другой стороны — дикарь, одетый в грязные лохмотья, с длинными всклокоченными волосами и щетинистой бородой, с лицом настолько почерневшим, что естественного белого цвета нельзя было различить под толстым слоем ворвани и сажи. Ни один из них не знал, кто был другой и откуда он пришел». Незнакомец первый начал разговор:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте,— ответил Нансен.
— Я чрезвычайно рад вас видеть.
— Благодарю. Я тоже.
— Вы здесь с кораблем?
— Нет, его здесь нет.
— Сколько вас всего здесь?
— Со мной один товарищ у кромки льда. Вдруг незнакомец остановился, пристально
посмотрел Нансену в лицо и быстро произнес:
— Не Нансен ли вы?
— Да, я Нансен.
— Клянусь, я страшно рад нас видеть!
И снова начались горячие рукопожатия…
Незнакомец оказался Джексоном. Поблизости находился домик, где под его руководством зимовала английская экспедиция для исследования Земли Франца-Иосифа. Зимовщики оказали Нансену и Иогансену самый теплый прием.
Через месяц английский пароход доставил путешественников на родину, а через 7 дней благополучно вернулся и «Фрам».
После ухода Нансена судно продолжало дрейфовать в северо-западном направлении. В районе Шпицбергена капитану Свердрупу удалось вывести корабль на открытую воду и летом вернуться в Норвегию.
Экспедиция Нансена имела большое научное значение. Она установила, что в Центральной Арктике находится море с глубинами более 3000 м. Изучение особенностей погоды создало представление о климате высоких широт. Много
ценных материалов дали наблюдения за дрейфом льдов, животной и растительной жизнью моря. Удалось установить, что на глубине 21)0—800 м проходит слой более теплой воды, поступающей в Северный Ледовитый океан из Атлантического океана.
Нансен был не только крупным путешественником и ученым, но и передовым общественным деятелем, другом молодой Советской республики. Он был одним из организаторов помощи голодающим Поволжья в 1921 г.
Умер Фритьоф Нансен в 1930 г.