5. Реформирование среднего географического образования в России должно осуществляться с учетом опыта зарубежных стран при сохранении отечественных достижений и с учетом национальных традиций. В последние 20-25 лет в зарубежном мире, в отличие от России, наблюдается ренессанс среднего географического образования. Причем имеет место всё более глубокое пониманием роли географического образования в верхних эшелонах политического и экономического менеджмента, принимающего решения.

6. В 1940-50-х годах, несмотря на жесткость программы, отсутствия свободы учителя, советское географическое образование было одним из лучших в мире.

За последние полвека, несмотря на отдельные кратковременные попытки реформирования, проявившиеся в возникновении альтернативных учебников, в появлении возможности гибкого подхода к программе, в совершенствовании содержания образования целом, среднее географическое образование в России, особенно в последнее десятилетие, катастрофически разрушается; причем этот процесс инициируется Министерством образования и науки России. Российская средняя школа не обеспечивает свой собственный федеральный уровень образования.

Сегодня на изучение географии выделяется всего 9 часов в неделю: это самый низкий показатель за последние 100 лет.

7. Несмотря на то, что за последние четверть века коренным образом изменился мир, включая нашу страну, изменились дети, и, наконец, изменилась и сама географическая наука, среднее географическое образование не меняется уже несколько десятков лет; «старая», не изменившаяся школьная география не воспринимается современными школьниками и как результат, мы получаем географически необразованное поколение с полным отсутствием географического мышления и географической культуры.

8. Критический анализ предлагавшихся концепций развития среднего географического образования позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, они не предусматривают коренного реформирования географического образования, а с другой – все они так и остались не востребованными. В России нет единой федеральной концепции, стратегии развития среднего географического образования, соответственно нет и обновленного содержания образования, коренным образом отличающегося от того, которое существует уже более полувека.

Не имея концептуальных основ развития среднего географического образования, невозможно создавать программы обучения, готовить учебники и учебные пособия, разрабатывать государственные стандарты образования; предпринимаемые в России попытки сделать наоборот, уже привели наше географическое образование к глубочайшему кризису.

9. Первостепенная задача географического образования в настоящее время – разработка федеральной концепции среднего географического образования, включающей в себя принципиально новую структуру и принципиально новое содержание географического образования, опирающиеся на современные достижения географической науки.

Для современного географического образования автором разработана инновационная концептуальная модель его развития, представляющая собой последовательную, неразрывную, социально-ориентированную, гуманизированную систему образования, способствующую формированию у детей демократического, рыночного мировоззрения, просвещенного патриотизма, имеющую геоэкологическую и культурологическую направленность в условиях модернизации российской экономики, глобализации и постиндустриальной трансформации общества.

В концепции предусмотрены следующие курсы:

6-й класс – История географических представлений и открытий;

7-й класс – Общее землеведение;

8-9-й классы – Страноведение (в том числе Россия и свой край);

10-11-й классы – География современного мира.

10. Российскому географическому образованию крайне необходима концепция, т. е. стратегия его развития (причем не обязательно данная концепция, разработанная автором диссертации), но она сможет быть реализована только в том случае, если будет утверждена законодательными органами власти и станет играть роль всероссийского рамочного документа, регламентирующего развитие всех аспектов среднего географического образования.

Основные опубликованные работы по теме диссертации.

Книги и отдельные разделы в книгах

1. Горбанев В. А. Экономическая и социальная география России и стран СНГ. – М.: Новая школа, 1997. – 176 с. – 11 п. л.

2. Горбанев В. А. География. Экономическая и социальная география мира (10-й класс, краткий курс). – М.: Дрофа, 1997. – 92 с. – 5 п. л.

3. Горбанев В. А. Экономическая и социальная география мира, 10 класс: глава // География. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1998 и 2004. – с. 155-188. – 5,5 п. л.

4. Горбанев В. А. Географическая наука – решающая компонента реформирования среднего географического образования в современной России. – Москва-Смоленск: Универсум, 2005. – 163 с. – 10 п. л.

Статьи

5. Горбанев В. А. К концепции географического образования в средней школе // География в школе. – 1990. – № 3 – С. 63-66. – 0,3 п. л.

6. Горбанев В. А. Роль учебника в изучении географии в средней школе // I общенациональный конгресс по чтению. – М.: Школа рационального чтения. 1992. – С. 8-11. – 0,35 п. л.

7. Горбанев В. А. Использование пространств и ресурсов Мирового океана – глобальная проблема человечества // География в школе. – 1994. – № 2. – С. 7-11. – 0,35 п. л.

8. Горбанев В. А. География новой Европы: западноевропейский подход // География в школе». — 1995. – № 2. – С. 72-75. – 0,3 п. л.

9. Горбанев В. А. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе. – 1996. – № 6. – С. 41-44. – 0,3 п. л.

10. Gorbanyov V. United Europe and the Problems of Second Geographical Education //2-d Torun East-West Meeting, Torun. – 1996. – P. 12-13. – 0,05 п. л.

11. Gorbanyov V. The Renovation of Geographical Education in Russia // Global Changes and Geographical Education. – Brisbane – Moscow: 1996. – P. 113-117. – 0,35 п. л.

12. Горбанев В. А. Реформа географического образования в Великобритании // География в школе. – 1996. – № 6. – С. 65-74. – 0,6 п. л.

13. Горбанев В. А. Некоторые соображения по поводу курса школьной географии // Географическое образование на пороге XXI века. – М.: 1996. – С. 13-14. – 0,05 п. л.

14. Горбанев В. А. Конференция Европейской сети ассоциаций учителей географии (ЕВРОГЕО) // География в школе. – 1997. – № 7. – С. 84-86. – 0,1 п. л.

15. Gorbanyov V. Russian Geographical Education in the Past and in the Future // Values in Geographical Education, London: IGU Commission on Geographical Education. – 1998. – р. 35-38. – 0,3 п. л.

16. Gorbanyov V. Perspectives of Secondary Geographical Education in Russia // Oporto Symposium, Lisboa: IGU Commission on Geographical Education. – 1998. – p. 146-148. – 0,2 п. л.

17. Горбанев В. А. Почему география превратилась в падчерицу образовательного процесса // География в школе. – 1998. – № 6. – С. 60-63. – 0,3 п. л.

18. Горбанев В. А. Культура, география и географическое образование // География в школе. – 1999. – № 2. – С. 74-75. – 0,05 п. л.

19. Горбанев В. А. Преподавание географии в мире перемен (Международная конференция МГС, Мендоса, 1999 г.) // География в школе. – 1999. – № 5. – С. 92-94. – 0,15 п. л.

20. Gorbanyov V. Sustainable Europe, Russia and Geographical Education // Proceedings of Mendoza Symposium IGU-CGE, Mendoza: Universidad Nacional de Cuyo. – 1999. – р. 113-119. – 0,55 п. л.

21. Горбанев В. А. Географическое образование на перепутье: ориентиры на следующее тысячелетие // География в школе. – 2000. – № 8. – С. 84-89. – 0,55 п. л.

22. Gorbanyov V. Placement of Homeland in Geographical Syllabus // Proceedings of Helsinki Symposium, Helsinki: University of Helsinki. – 2001. P. 301-303. – 0,2 п. л.

23. Gorbanyov V. Why Children Need Geography // IGU Conference “Geographical Renaissance at the Dawn of the Millennium”, Abstracts, Durban: IGU. – 2002. – p. 70. – 0,05 п. л.

24. Горбанев В. А. Об уровне подготовки абитуриентов (по итогам вступительных экзаменов в МГИМО) // География в школе. – 2002, – № 2, – С. 70-72. – 0,1 п. л.

25. Горбанев В. А. Место изучения своей Родины в программах географии // География в школе. – 2002. – № 9. – С. 55-56. – 0,05 п. л.

26. Gorbanyov V. The Key-Point of Russian Reforms in Geographical Education /V. Gorbanyov, I. Barinova // Proceedings of San-Marcos Conference. – San-Marcos: 2003.- р. 85-88. – 0,3 п. л.

27. Горбанев В. А. Состояние и пути реформирования среднего географического образования в условиях постиндустриального развития России // Постиндустриальная трансформация социального пространства России. Шестые сократические чтения. – М.: 2006. – С. 205-229. – 1,8 п. л.

28. Горбанев В.

Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России часть 1
А. Состояние и перспективы российского среднего географического образования // Идеи В. В.Докучаева и современные проблемы развития природы и общества. – Смоленск: 2006. – С. 287-295. – 0,5 п. л.

29.

Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России часть 1
Gorbanyov V. The Trends of Reformation of Russian Secondary Geographical Education // Special Publication on “European Geography Education: The challenges of a new era”. – Journal of Geography, NCGE, USA. – 2008.- p. 21-31. – 0,6 п. л.

30. Gorbanyov V.

Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России часть 1
Reforming of Geographical Education in Modern Russia /Gorbanyov V., Barinova I. // Research in Geographical Education. – GCCE, USA. – 2006. – vol. 8. – p. 39-58. – 1,2 п. л.

31. Горбанев В. А. Коренное реформирование содержания образования – основа реформирования среднего географического образования // Учитель XXI века: содержание географического образования. – М.: 2007. – С. 31-38. – 0,6 п. л.

32. Горбанев В. А. Состояние и перспективы развития среднего географического образования в России: статья [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. – 2007. – № 2(3). – 1,5 п. л. – Режим доступа: http//mirec. ru/index. php? option=com_content&task=view&id=47

33. Горбанев В. А. Устойчивое развитие: политика, практика, образование // Устойчивое развитие и геоэкологические проблемы Балтийского региона. – Великий Новгород: 2009. – С. 178-186. – 0,6 п. л.

34. Горбанев В. А. Постиндустриализация и устойчивое развитие // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 3. – С. 66-69. – 0,35 п. л.

АННОТАЦИЯ

Горбанёв Владимир Афанасьевич

Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России

В работе исследуется состояние среднего географического образования в СССР и в России, анализируются причины падения уровня географического образования и предлагаются пути его коренного реформирования. Обосновывается предлагаемая автором инновационная концепция (модель) реформирования среднего географического образования в России в новых условиях глобализации и зарождения постиндустриальных функций. В работе делается вывод о том, что главное направление реформирования образования – это ориентация на современные научные достижения географии в условиях изменившегося мира и изменившейся России. Рассматриваются современные географические теории, которые должны быть положены в основу предлагаемой концепции. Даются практические рекомендации по новому содержанию и по новой структуре среднего географического образования в соответствии с предлагаемой моделью.

ANNOTATION

Vladimir A. Gorbanyov

Geography in Conditions of Globalization as the Most Important Component of the Reformation of Geographical Education in Russia

The state of secondary geographic education in the USSR and in Russia is studied. The motives of slump in the level of geographical education are analyzed and the ways of its root reformation are suggested. Suggested by the author the innovative conception (model) of geographical education reformation in new conditions of globalization and first stages of post-industrial functions is proved. A conclusion is drawn that the orientation to the modern scientific achievements in a geography in conditions of changed world and Russia is the main direction of geographic reformation. The modern geographical theories which should be put in the base of suggested conception are examined. Practical recommendations on a new content and structure of the geographical education in according to a suggested model are given.