Рептилии, или пресмыкающиеся (3)
Наши таежные, смешанные и широколиственные леса, занимающие огромные пространства от западных границ до побережья Тихого океана и Сахалина и от зоны тундр на севере до лесостепной зоны на юге, населяет только одна ядовитая змея — обыкновенная гадюка. На Кольском полуострове она заходит даже за Полярный круг. В пределах ее ареала распространена также неядовитая змея медянка, населяющая лиственные, хвойные и смешанные леса европейской части СССР, Западной Сибири и Западного Казахстана.
Примерно здесь же живет безногая ящерица веретеница ломкая, внешне очень похожая на змею, известная в народе под названием медянка. Нередко гадюка обыкновенная соседствует с обыкновенным ужом. Обыкновенную гадюку, медянку, веретеницу ломкую и ужа обыкновенного отличить друг от друга вблизи при знании их биологических особенностей несложно, но издали, и когда животные в движении, это бывает трудно и для специалиста. Дело в том, что окраска тела у гадюки обыкновенной, медянки и веретеницы бывает почти одинаковая. Встречаются гадюки совершенно черного цвета, бывают и ужи черного цвета без характерных для вида двух крупных желтых пятен (или оранжевых) по бокам головы. Вот такая природная путаница среди змей и безногих ящериц и порождает всевозможные выдумки и небылицы, влекущие за собой истребление животных. Примеров тому немало. При этом следует особо подчеркнуть, что действия по уничтожению любых змей, в том числе и ядовитых, считаются в нашей стране противозаконными и виновные в этом привлекаются к ответственности.
На страницах Красной книги СССР значатся не только отдельные виды гадюк, о чем было сказано выше, но и самая ядовитая змея нашей фауны среднеазиатская кобра. Безлицензионный отлов ядовитых змей всех видов в СССР запрещен. Объясняется это прежде всего тем, что на протяжении многих десятилетий ядовитые змеи, да и вообще все пресмыкающиеся животные были вне закона. С самых древнейших времен и на Руси и во многих других странах люди считали рептилий постоянным источником смертельной опасности для себя и домашних животных, и это влекло массовое истребление не только змей, но и всех ползающих «гадов», как их называли не только в народе, но и официально в науке. Несмотря на то, что изучением биологии ядовитых змей, обитающих в СССР, доказано, что они в целом являются животными полезными, поскольку уничтожают значительное количество вредных грызунов, моллюсков и насекомых, что бытующие представления об агрессивности ядовитых змей лишены всяких оснований, все же люди и в наше время продолжают относиться ко всем змеям с неприязнью, страхом и при любой возможности уничтожают их, считая убийство змеи или подобного ей животного поступком героическим. Фактически такие поступки следует квалифицировать как юридически противозаконные, а по существу своему невежественными, дикими.
Известно, что еще в глубокой древности люди обратили внимание на ядовитых змей, пытались использовать их яд в лечебных целях. Не случайно и в наше время медицинской эмблемой является изящная чаша, которую обвивает змея (иногда две змеи), склоняющая свою голову внутрь чаши для того, чтобы наполнить ее целебным ядом. Древнегреческий бог врачевания Асклепий, именуемый в Риме Эскулапом, часто изображался со своим верным спутником ядовитой змеей. Именем этого бога названа, правда, неядовитая змея, распространенная в Центральной и Южной Европе и некоторых областях Малой Азии. Она впервые была описана учеными около 200 лет тому назад и долгое время называлась эскулапова змея, возможно, что в те далекие времена ее принимали за ядовитую. Позднее ученые зоологи несколько изменили ее название и в данное время она известна как эскулапов полоз.
Конечно, в те далекие времена лекарства, изготовленные древними и средневековыми учеными-целителями, не были совершенны, большинство из них не имело лечебных свойств, однако часть снадобий, приготовленных из змеиного яда, все же давала определенный эффект. В трудах римских, греческих, арабских, китайских ученых древности упоминается о многих целебных средствах, приготовленных из яда и различных частей тела змей.
В I в. нашей эры широкой известностью пользовалась микстура, в состав которой входил змеиный яд. Она называлась «териакл» и изготовлялась во многих аптеках европейских стран. В частности, в английских фармакологических справочниках эта микстура значилась как эффективное средство против ряда заболеваний вплоть до середины XVIII в. В средние века была известна и так называемая «гадючья микстура», которую использовали при лечении легочных заболеваний. Повышенный интерес к змеиному яду проявился в конце прошлого столетия, когда ученые обратили внимание на смертность людей от укусов ядовитыми змеями, особенно в тропических странах, и были этим обеспокоены.
С древних времен во многих частях света там, где люди соседствовали с теми или другими рептилиями, фантазия сказок и былин создала из них чудовищных драконов, охраняющих клады, держащих неугодных им людей в заточении, воображение рисовало семиглавых змей, извергающих из пасти пламя, крылатых зубастых ящеров и других чудовищ. Знахари и колдуны, спекулируя на суевериях и страхе людей перед рептилиями, окружали себя ящерицами и змеями, создавали видимость «родства» с ними и обладания на этой почве чудодейственной силой. Все это позволяло держать массы людей в повиновении, влекущем за собой жестокую эксплуатацию. К этому присоединялся и ужас перед ядовитыми змеями, укусы которых нередко приводили к быстрой смерти пострадавших. Это породило представление о ядовитости всех пресмыкающихся животных.
Большая в прошлом смертность людей, пострадавших от укусов ядовитых змей, низкая эффективность применявшихся противоядий долгое время служили причинами обожествления змей, возвеличивания их как существ, обладающих чудодейственной, колдовской силой. Во многих районах земного шара с давних времен поклонение живым змеям и их изображениям носило массовый характер. Сооружались специальные храмы, в которых содержали «священных» змей, в том числе даже таких ядовитых, как кобры. Особенно высокого развития культ змей достигал в Египте, Индии, Бирме, Мексике, Перу и других странах.
По сообщению агентства Пресс Траст оф Индиа в индийском городе Ширала (штат Махараштра) ежегодно отмечаются праздники, называемые «нагпанчами». Эти праздники посвящены змеям. Во время их проведения индийцы, исповедующие индуизм, в знак поклонения змеям исполняют ритуальные танцы, кормят змей жучками, мышами и другими «лакомствами». В Индии традиция почитания змей берет начало из глубины веков. Слово «наг» в переводе с санскрита — языка-прародителя хинди — означает «змей», который согласно индийской мифологии принимал участие в сотворении мира. Не случайно с этим именем в современной даже Индии связаны многие географические названия: горы Нага, город Нагпур, река Нагари и т. п. На празднике «нагпанчами», состоявшемся в 1981 г., было представлено более 800 змей, в том числе ядовитые.
С развитием научной медицины было установлено, что подавляющее большинство лечебных средств, изготовляемых ранее из яда змей, их печени, жира, костей, кожи, глаз и других частей тела, лечебными качествами не обладают. Но все же змеиный яд как целитель отвергнут не был. Современная наука после глубокого и разностороннего изучения признала его исходным продуктом для изготовления многих медикаментов. В наше время лечебные препараты, в состав которых входит змеиный яд, широко используется для исцеления людей, страдающих ревматизмом, полиартритом, ишиасом, бронхиальной астмой, гемофилией, стенокардией, эпилепсией и другими заболеваниями. Ведутся исследования в области применения змеиного яда против злокачественных образований и облегчения острых болевых ощущений. Нет сомнения в том, что дальнейшее изучение яда змей откроет еще более широкие возможности для использования этого ценнейшего дара природы.
И все же сильны бытующие веками поверья и вымыслы, большинство людей панически боится змей и пресмыкающихся вообще. Кто потрусливее, бежит от них при встрече, а кто посмелее, считает своим долгом уничтожить.
В прямой связи со все возрастающими объемами изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ и работ, связанных с эксплуатацией лесных богатств, проводимых на территориях, занятых лесами, в их пределах с каждым годом увеличивается численность населения, что оказывает немалое давление … лесную фауну. Лесные массивы привлекают миллионы наших граждан и своими дарами: грибами, ягодами, орехами, лекарственными растениями и т. п. Немалое количество людей занимается в лесах спортивной охотой, рыболовством, охотники-профессионалы промышляют пушнину. Многие из них по характеру своей деятельности забираются в самые глухие места, удаленные от больших дорог и туристских троп, они обследуют всевозможные норы, дупла деревьев, провалы и ямы в почве, пещеры, служащие животным убежищами. Собирая грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, мох и валежник, орудуют они голыми руками и невольно соприкасаются с укрывшимися ящерицами, неядовитыми змеями, а бывает и с ядовитыми. При таких контактах обычно следует трусливый побег или «схватка», как обычно расценивают ее и рассказывают попавшие в «переплет» при встрече со змеей. А переплета-то никакого практически и не бывает. Фантазия и желание «возвеличиться», подчеркнуть свое бесстрашие, определяют содержание рассказов людей о своих близких столкновениях с рептилиями, в которых чаще всего фигурируют приукрашения встречи со змеями.
Каковы же в действительности рептилии, живущие в наших лесах? Прежде всего, мне хочется подчеркнуть, что никто из них и в том числе ядовитые змеи никогда, ни при каких обстоятельствах намеренно на людей не нападают, не подкарауливают человека и не преследуют его. Нет в этом никакой для пресмыкающихся животных необходимости, они при любых ситуациях прежде всего стремятся быстро ретироваться. В лесах СССР встречаются 4 вида черепах, 15-17 видов ящериц и около 20 видов змей, из которых 6 — ядовитые.
Литература: И.П. Сосновский. Амфибии и рептилии леса, Лесная промышленность, 1983
Вилли, В. Детье. Биология. Москва, 1973