Служба погоды в народном хозяйстве
Огромное и сложное хозяйство нашей Родины нуждается в прогнозах погоды.
Для этого у нас организовано Главное управление Гидрометеорологической службы. Это учреждение изучает метеорологические, климатические и гидрологические условия в стране.
Гидрометеорологическая служба объединяет ряд научных организаций.
3 февраля 1952 г. Институт прогнозов послал предупреждение об ожидающемся 4 февраля юго-западном шторме до 8 баллов на Балтийском море. Получив это сообщение, синоптики местной службы погоды составили прогноз по отдельным районам. Сильный шторм должен был разразиться на восточном побережье Балтийского моря от Калининграда до Таллина. В Рижском заливе ожидался шторм слабее и еще меньший — в Финском заливе.
Самой же большой силы шторм должен был разыграться в открытом море.
Для одних районов предсказывали шторм в 8 баллов, для других — 7 баллов, для третьих — только 6. Этот прогноз передали во все балтийские порты и всем кораблям в открытом море. Прогноз полностью оправдался. С такой же точностью оправдались и многие другие предупреждения о штормах на Черном и других морях.
Дождливое, как и засушливое, лето пагубно влияет на урожай. В нашей стране заранее принимаются меры к тому, чтобы обезопасить урожай от излишней влаги. Для этого выкапывают канавки для стока воды с поверхности полей, устраивают дренаж, т. е. подземные протоки воды в канавах, заполненных хворостом (он легко пропускает воду и но так быстро гниет).
Во время засух применяют искусственное дождевание (разбрызгивание воды на нолях из специальных машин) или производят искусственное орошение — подводят воду на поля по специальным каналам с последующим разливом ее на посевы.
Быстрое таяние снега весной вызывает бурные разливы рек, нарушающие нормальную работу транспорта; поэтому заранее принимаются меры к ослаблению вредного влияния разливов.
Сельскохозяйственная метеорология изучает влияние погоды на рост, развитие и урожайность различных сельскохозяйственных растений. Она вырабатывает меры борьбы с неблагоприятными воздействиями погоды на растения, выясняет влияние погоды на развитие и распространение вредителей сельскохозяйственных растений. Установлено, например, что грибки развиваются очень сильно при влажной погоде, а вредные насекомые — при жаркой и сухой погоде.
Сельскохозяйственная метеорология дает прогнозы погоды для колхозов и совхозов, предупреждает о весенних и осенних заморозках, о длительных периодах дождей или засух.
Лесная метеорология изучает климат, создающийся на территории, занятой лесом, и окружающей местности. Она помогает в планировке и организации лесосеменных хозяйств, лесозащитных станций и полезащитных лесных полос. Для лесозаготовительных организаций она доставляет сведения об уровне рек, о высоте залегания снежного покрова, о вскрытии и замерзании рек.
Погода имеет огромное значение для авиации. Хотя современные самолеты — совершенные машины, но нелетная погода может заставить изменить время вылета, маршрут, высоту полета, вынудить к посадке. Получив сводку погоды на трассе, пилот может выбрать наивыгоднейшую высоту, где ветер попутный, а если он всюду встречный, то высоту, где он всего слабее. Летчик может избежать тех слоев воздуха, где наблюдаются усиленное раскачивание и броски самолета («болтанка»), приводящие к неприятному для пассажиров укачиванию и быстрому износу материальной части машины. Для обеспечения летчиков сведениями о погоде в авиации имеется своя метеослужба. Погода оказывает большое влияние на железнодорожный транспорт. Так, гололедица, обильные снегопады, туманы могут затруднить движение на железной дороге, а ливни и сильные метели могут даже нарушить работу на некоторых участках. Когда проектируют железнодорожные линии, то обязательно учитывают данные метеорологии. Железнодорожную линию прокладывают так, чтобы действие неблагоприятной погоды проявлялось как можно меньше. Если железнодорожный путь проходит по лощинам, засыпаемым снегом, то устанавливаются защитные заборы, насаждаются деревья, кустарники. В местах, где часты ливни, полотно железной дороги сверху укрепляют камнем, гравием, устраивают канавы для стока воды и принимают другие меры. На железнодорожном транспорте работает своя сеть метеорологических станций.
При строительстве линий электропередач, телеграфа и телефона необходимо знать, как часто в данной местности бывают гололед и мокрый снег, которые, оседая на проводах, создают добавочную нагрузку на линии, а иногда и вызывают обрывы проводов.
Резкие колебания давления воздуха, температуры и влажности часто вызывают болезненные ощущения и заболевания у людей. Очень высокие или низкие температуры заставляют сокращать продолжительность рабочего дня при наружных работах.
В нашей стране создана медицинская метеорология, которая всесторонне изучает вопросы, связанные с влиянием погоды на человеческий организм.
На Каспийском море лов рыбы происходит круглый год. Зимой тысячи рыбаков заняты подледным ловом. Когда разыгрывается зимний шторм, лед разламывается и ледяные поля иногда уносятся в открытое море. Задача Службы погоды — заблаговременно предупредить рыболовецкие команды о приближающемся шторме, его силе и об опасности разрушения ледяного покрова. Благодаря Службе погоды рыбаки Каспия уверенно ведут свою трудную работу, зная, что они всегда будут предупреждены об опасности.
В районе Баку в открытом море расположены нефтяные вышки, часть которых размещена на стальных поплавках. Нефть добывается со дна моря, из недр земли. Если внезапно разыграется шторм, нефтяные промыслы могут пострадать. Прогнозы Службы погоды оказывают неоценимую помощь и нефтяникам.
Прогнозы, как краткосрочные (на 1—2 дня), так и долгосрочные (па 1—2 месяца), помогли рассчитать сроки наполнения Цимлянского водохранилища и пропуска весенних вод по руслам рек. Весной 1951 г. Служба погоды за месяц предупредила строителей Цимлянского гидроузла об ожидающемся очень высоком уровне половодья. Строители приняли необходимые меры для пропуска весенних вод через не законченные еще сооружения Цимлянского гидроузла, не прерывая строительства.
И все же случается, что прогнозы погоды оказываются неточными. Объясняется это тем, что для прогноза погоды нужно знать состояние атмосферы не только у Земли, но и в высоких слоях воздушного океана, не только в Северном полушарии Земли, но и в Южном. Между тем сеть станций, проводящих такие исследования, еще не достаточна. Воздушный же океан велик, и изучать все процессы, которые непрерывно происходят в нем, чрезвычайно трудно. Погода очень редко формируется в каком-нибудь определенном районе. Если это и бывает, то такая погода не оказывается продолжительной. Как правило, погода подготавливается на огромных пространствах воздушного океана — на площади в миллионы квадратных километров.
Ежедневно Центральный институт прогнозов получает десятки тысяч телеграмм о погоде по телеграфу и радио со всех концов нашей Родины и из-за границы. Целая армия метеорологов, гидрологов и синоптиков Службы погоды обобщает этот материал в сводки и помогает народному хозяйству Лучше использовать факторы погоды и избегать всяких неблагоприятных случайностей.