И определяют значение страны

— групповая (деревенская) форма расселения преобладает в России, зарубежной Европе, Китае, Японии, в подавляющем большинстве развиваю­щихся стран;

— рассеянная (фермерская) форма расселения наиболее распространена в США, Канаде, Австра­лии.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Научно-техническая революция (НТР) пред­ставляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную произво­дительную силу общества.

Характерные черты НТР:

1) универсальность, всеохватность. Преобразу­ет все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру;

2) ускоренные научно-технические преобразова­ния. Выражаются в сокращении времени между на­учным открытием и его внедрением в производство и в постоянном обновлении продукции;

3) изменение роли человека в процессе произ­водства. Во всех сферах деятельности увеличилась доля умственного труда;

4) НТР возникла как военно-техническая рево­люция в годы второй мировой войны.

Составные части НТР.

1. Наука. Производство становится все более на­укоемким. Наукоемкостъ измеряется уровнем за­трат на научные исследования в общих затратах на производство продукции. Различия в затратах на науку между экономически развитыми странами (составляют 2—3% внутреннего валового продукта (ВВП) и развивающимися странами (составляют доли процента ВВП) очень существенны.

2. Техника и технология. Техника и техноло­гия воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель — повышение эффективности про­изводства, производительности труда. Развитие техники и технологии имеют два пути: а) эволюци­онный, который характеризуется дальнейшим со­вершенствованием уже известной техники и техно­логии; б) революционный, который характеризует­ся переходом к принципиально новой технике и технологии (электронная техника, биотехнология).

3. Производство. Эта составная часть НТР раз­вивается по 6 направлениям: 1) электронизация; 2) комплексная автоматизация; 3) перестройка энергетического хоз-ва; 4) производство принципи­ально новых материалов; б) ускоренное развитие биотехнологии; 6) управление.

Современный этап НТР характеризуется новы­ми требованиями к управлению. Разработкой этих требований занимается кибернетика — наука об управлении и информации. Информационная тех­ника — одна из важнейших наукоемких отраслей производства.

Мировое хозяйство (мир. хоз-во) — историчес­ки сложившаяся совокупность национальных хоз-в

Всех стран мира, связанных между собой всемир­ными экономическими отношениями.

Географическая модель мир. хоз-ва — динами­ческая структура, которая постоянно усложняется:

— до конца XIX в. преобладал один центр мир. хоз-ва — Европа;

— в период между двумя мировыми войнами возникли СССР, Япония;

— после второй мировой войны началось фор­мирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, Канада, Австралия, Бразилия;

— в последние два десятилетия на мировую арену вышли Республика Корея, Тайвань, Гон­конг, Сингапур.

Таким образом, в наше время географическая модель мир. хоз-ва приобрела полицентрический (многоцентровой) характер.

Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве отдельных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Специализа­ция отдельных стран выражается в формировании отраслей международной специализации, т. е. таких отраслей, которые в большей степени ориентирова­ны на экспорт продукции и определяют значение страны в международном разделении труда (Япо­ния — автомобильная пр-ть, Канада — зерновое хоз-во, Саудовская Аравия — нефтяная пр-ть).

Международная экономическая интеграция — объективный процесс развития устойчивых взаимо­связей отдельных групп стран, основанный на про­ведении ими согласованной межгосударственной по­литики. К числу наиболее важных экономических группировок относятся Европейский Союз (ЕС) в Ев­ропе; зона свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику, в Северной Америке; Ла­тиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) и Ассоциация гос-в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В системе мир. хоз-ва существуют отрас­левые экономические группировки, самая важ­ная — Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 13 гос-в: Алжир, Венесуэлу, Габон, Индонезию, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливию, Нигерию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Эквадор,

ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

География промышленности

В зависимости от времени возникновения все отрасли пр-ти подразделяются на 3 группы:

1 группа — старые отрасли: каменноугольная, железорудная, металлургическая, судостроение, паровозостроение, текстильная. В настоящее время эти отрасли развиваются замедленными темпами;

2 группа — новые отрасли: автомобилестрое­ние, выплавка алюминия, производство пластмасс, хим. волокна. Развиваются более быстрыми темпа­ми. Характерны для развитых стран, но получили распространение и в развивающихся;

3 группа — новейшие отрасли: микроэлектро­ника, роботостроение, атомное и аэрокосмическое производство, микробиологическая пр-ть. Развива­ются наиболее быстрыми и устойчивыми темпами и представлены главным образом в развитых стра­нах Запада,

Топливно-энергетическая пр-ть (ТЭП) за пос­ледние два столетия прошла в своем развитии не­сколько этапов:

— угольный (XIX — первая половина XX в.), когда в структуре топливно-энергетического балан­са преобладало угольное топливо;

— нефтегазовый за счет явных преимуществ иефти и газа, как более экономичных энергоноси­телей;

— переходный (80-е гг.), который может про­длиться десятилетия. За это время должен про­изойти постепенный переход от использования ми­нерального топлива к возобновимым и неисчерпа­емым энергоресурсам.

Нефтяная пр-ть (НП) характеризуется особен­ностью географии, заключающейся в том, что более 4/6 запасов и около ‘/з добычи нефти прихо­дится на развивающиеся страны. Большая часть нефти, производимая в развивающихся странах, в первую очередь на Ближнем Востоке, вывозится в США, Западную Европу и Японию. Основные гру­зопотоки нефти начинаются в р-не Персидского за­лива. До начала 60-х гг. нефть была дешевой для стран Запада, т. к. монополии платили стра­нам-экспортерам ничтожную часть ее цены. Одна­ко в 1960 г. была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), члены которой посте­пенно взяли добычу нефти и контроль за уровнем цен в свои руки; произошло резкое повышение цен на нефть на мировом рынке. В ОПЕК вошли Алжир, Эквадор, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Ара­вия, Венесуэла, ОАЭ. В середине 80-х гг. доля стран ОПЕК в совокупной мировой добыче не<фти заметно упала.

Газовая пр-ть. Крупнейшие производители газа — развитые страны (Россия, США, Канада, Ни­дерланды). В последнее время добыча газа стала расти и в ряде развивающихся стран, откуда он вы­возится в сжиженном состоянии в Европу и Япо­нию. Главные экспортеры — Алжир, Индонезия, Малайзия, ОАЭ. Объем мировой добычи газа — 2,1 трлн м3; 85% добываемого газа потребляется странами-производителями.

Угольная пр-ть. Основные угледобывающие страны — КНР, США, Россия, Польша, ФРГ, Ав­стралия, ЮАР и др. На КНР, США, Россию при­ходится более ‘/г всей мировой добычи угля (5 млрд т). В отличие от нефтяной пр-ти среди главных угледобывающих стран преобладают раз­витые страны. На мировой рынок поступает ‘/ю до­бываемого угля.

Электроэнергетика. Выработка электроэнер­гии — 12 трлн кВт/ч. Больше всего ее произво­дят (в кВт/ч): США — 3,2 трлн, Россия — 900 млрд, Япония — 800 млрд, ФРГ — 560 млрд, Канада — 530 млрд.

Структура производства электроэнергии: ТЭС дают 63% всей выработки, ГЭС — 20%, АЭС — 17%. В разных регионах и странах структура вы­работки может сильно различаться: в Польше, ЮАР производство электроэнергии сосредоточено на ТЭС, в Норвегии — на ГЭС, во Франции 76% всей выработки дают АЭС.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС мно­гие страны пересмотрели программы развития атомной энергетики и либо совсем отказались от сооружения АЭС (Италия, Швеция, Австрия, Польша и др.), либо сократили планы их стро­ительства. Исключение составляют Франция, Япо­ния, Республика Корея, которые продолжают на­ращивать мощности атомной энергетики.

Горнодобывающая пр-ть. До середины 70-х гг. основными поставщиками минерального сырья для стран Запада были развивающиеся страны. После возникновения энергетического и топливного кри­зиса страны Запада стали ориентироваться иа эко­номию сырья и собственные минеральные ресурсы. Вследствие этого Канада, Австралия и ЮАР приоб­рели статус крупнейших горнодобывающих дер­жав. Однако роль Индии, Малайзии, Индонезии, Саудовской Аравии, Заира, Замбии, Марокко, Бра­зилии, Чили, Венесуэлы остается очень большой. К числу производителей и экспортеров минераль­ного сырья принадлежат Россия, Украина, Казах­стан.

Черная металлургия (ЧМ). Производство стали составляет около 80Ю млн т в год. Отличительная особенность развития ЧМ — в развитых странах Запада производство и потребление стали умень­шается. Причины: сокращение металлоемкости продукции, металлы вытесняются пластмассами, часть ЧМ, как недостаточно «чистого» производст­ва, переместилась в страны третьего мира. Желез­ная руда добывается в 50 странах, но мировыми производителями являются Россия, Китай, Брази­лия, Австралия. Все они (исключение — Китай) — крупные экспортеры железной руды на мировой рынок. Среди стран-производителей преобладают развитые страны, но есть и развивающиеся (Брази­лия, Китай). В странах Азии, Африки, Латинской Америки ЧМ растет значительно быстрее, чем в Европе, Америке и Японии.

Цветная металлургия производит около 40 млн т различных металлов в год (по размерам уступает ЧМ в 20 раз). Металлургия меди возник­ла в Чили, Заире, Замбии и Перу, а металлургия олова — в Малайзии, Индонезии, Боливии. Это связано с тем, что руды меди, олова имеют очень низкое содержание металла и перевозить их на дальние расстояния невыгодно. Производство свинца включает добычу руды (Россия, Австралия, США, Канада, Перу, Мексика) и его производство (только развитые страны — США, Россия, страны Западной Европы). Алюминиевое сырье (бокситы) имеет высокое содержание глинозема и вполне транспортабельно, поэтому производство алюми­ния сосредоточено в США, Японии, России, Кана­де, ФРГ. В этих странах производство ведется в р – нах крупных ГЭС или в узлах мощных ТЭС, т. к. оно энергоемкое.

Машиностроение занимает 1-е место среди всех отраслей мировой пр-ти по числу занятых и по сто­имости продукции. Примерно 9/ювсей машиностро­ительной продукции производят развитые страны, Ум — развивающиеся. Однако в последнее время в

Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике, новых ин­дустриальных странах Азии машиностроение до­стигло высокого уровня. Основные машинострои­тельные регионы: Северная Америка, зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

Химическая пр-ть (хим. пр-ть) наряду с маши­ностроением является самой динамичной отраслью современной индустрии. Главные регионы хим. пр-ти: США, зарубежная Европа, Япония, страны СНГ. Выпуск сложной наукоемкой хим. продук­ции верхних этажей экономики концентрируется в США, Западной Европе, Японии. Производство хим. пр-ти быстро растет в развивающихся стра­нах, богатых ресурсами нефти и газа (Саудовская Аравия, Мексика, Венесуэла).

Лесная и деревообрабатывающая пр-ть. В пре­делах северного лесного пояса заготавливается дре­весина хвойных пород, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады является отраслью международной специализации. Канада занимает 1-е место по экс­порту лесной продукции.

В пределах южного лесного пояса, где заготавли­вается лиственная древесина, наибольшее значение имеют Бразилия, Тропическая Африка, Юго-Вос­точная Азия. Заготавливаемая здесь древесина мор­ским путем вывозится в Японию, Западную Европу.

Легкая пр-ть. Ведущая отрасль — текстильная пр-ть, главными регионами которой являются Вос­точная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубеж­ная Европа, США. По производству хлопчатобумаж­ных тканей лидируют Китай, Индия, Россия, США, Япония. По производству тканей из хим. волокна — США, Индия, Япония, Республика Корея, Тайвань. В последнее время выпуск тканей в развитых стра­нах сокращается, а в развивающихся — текстиль­ная пр-ть интенсивно развивается за счет ориента­ции прежде всего на дешевую рабочую силу.

Пр-ть и окружающая среда. Рост пр-ти обо­стряет многие проблемы природопользования. Это относится прежде всего к «грязным» производст­вам: горнодобывающая пр-ть, черная и цветная ме­таллургия, химическая и нефтехимическая пр-ть и др. Разрабатываемые новые технологии производ­ства имеют природоохранный характер и способст­вуют решению возникающих проблем. Огромное значение имеет учет экологического фактора при размещении отраслей и отдельных предприятий.

ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА

Сел. хоз-во — вторая ведущая отрасль материаль­ного производства. В нем занято около 1,1 млрд че­ловек. Выделяют около 50 различных типов сел. хоз – ва, которые объединяют в 2 группы: товарное и малотоварное (потребительское).

Товарное сел. хоз-во включает как интенсивное земледелие и животноводство, садоводство и огород­ничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство.

Потребительское сел. хоз-во включает более отста­лое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное жи­вотноводство, кочевое скотоводство, а также собира­тельство, охоту и рыболовство.

В развитых странах преобладает высокотовар­ное, глубокоспециализированное сел. хоз-во. Оно до­стигло предельно возможного уровня механизации и химизации. Средняя урожайность в этих странах со­ставляет 35—40 ц с га. Агропромышленный ком­плекс в них приобрел форму агробизнеса, что при­дает отрасли индустриальный характер.

В развивающихся странах преобладает традици­онное малотоварное (потребительское) хоз-во со средней урожайностью зерновых 15—20 ц с га и ниже. Малотоварный сектор представлен мелкими и мельчайшими хоз-вами, выращивающими потреби­тельские культуры; наряду с этим имеется и высо­котоварное хоз-во, представленное крупными и хо­рошо организованными плантациями (плантации бананов в Центральной Америке, кофе — в Брази­лии).

Растениеводство. Зерновые культуры занимают в мире ‘/г всей обрабатываемой площади. Мировое производство зерновых достигло 1,9 млрд т с га и продолжает расти. Основные культуры зернового хоз-ва — пшеница, рис, кукуруза (дают 4/в всего ва­лового сбора зерна). Пшеницу выращивают в 70 странах, но преобладающая часть валового сбора приходится на Китай, США, Индию, Россию, Фран­цию. Специализированные р-ны пшеничного хоз-ва сформировались в США, Канаде, Австралии, а также в России, Казахстане, на Украине. Рис — 9/ц мирового сбора приходится на страны Азии – Китай, Индию, Индонезию, Японию, Вьетнам. Ку­курузу выращивают не только на зерно, но и на зе­леную массу, что расширило зону ее распростране­ния. Основными производителями были и остаются США, Китай, Бразилия. Наибольший экспорт зерна осуществляют США, Канада, Австралия, Франция, Аргентина.

Другие продовольственные культуры: масличные, клубнеплодные, сахароносные, тонизирующие, овощ­ные, плодовые. Среди масличных наибольшее значе­ние имеют соя (США, Бразилия, Китай), подсолнеч­ник (Украина, Россия, Балканские страны), арахис (Индия, страны Западной Африки), олива (страны Средиземноморья). Главные сахароносные культу­ры — сахарный тростник (Бразилия, Куба, Индия, Китай) и сахарная свекла (Украина, Россия, Фран­ция, ФРГ, США). Тонизирующие — чай (Индия, Китай, Шри-Ланка), кофе (Бразилия, Колумбия, стра­ны Западной Африки), какао (Гана, Бразилия).

Непродовольственные культуры: хлопчатник — объем производства составляет 18 819 млн т, кото­рый обеспечивают Китай, США, Индия, Пакистан, Узбекистан, некоторые страны Латинской Америки и Африки; производство натурального каучука на 85% сосредоточено в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд).

Животноводство — ведущая отрасль сел. хоз-ва большинства стран Европы, Северной Америки, Ав­стралии, Новой Зеландии. Животноводство включа­ет разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, мулов, птицеводство, пчеловодство, шелководство.

Наиболее равномерно размещено разведение крупного рогатого скота, но особенно велико его по­головье в Индии, Бразилии, США, Китае, России, Аргентине. Свиноводство (более 0,8 млрд голов) — источник получения 2/ъ всей мясной продукции,

Первое место по поголовью свиней занимает Китай. Овцеводство (1,2 млрд голов) развивается в степ­ных, полупустынных р-нах, а также в горных облас­тях. Первое место по поголовью занимают Австра­лия, Аргентина.

Рыболовство распространено почти повсеместно; добыча рыбы и морепродуктов достигла 100 млн т в год. Более ‘/г всех мировых уловов приходится на 6 стран — Японию, Китай, Россию, США, Чили и Перу. В последнее время все большее развитие полу­чает искусственное рыборазведение, или аквакуль – тура. Наиболее характерно рыборазведение для Китая, Японии.

Сельское хозяйство и окружающая среда. В пери­од экстенсивного развития сел. хоз-ва основным путем воздействия на окружающую среду была распашка зе­мель и сведение лесов. В XX в. на первое место вышла химизация этой отрасли. Ежегодно на полях рассеива­ется 1000 млн т хим. удобрений и 2—3 млн т различ­ных ядохимикатов.

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА

Мировая транспортная система — сово­купность путей сообщения, транспортных предпри­ятий и транспортных средств. На транспорте заня­то более 100 млн человек. Общая длина транспорт­ной сети (без морских трасс) превышает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров.

Экономическую мощь определяют

В мировом пассажирообороте 1-е место принад­лежит автомобильному транспорту, в мировом гру­зообороте — морскому.

Региональные транспортные системы характер­ны для Северной Америки, зарубежной Европы, стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Ла­тинской Америки, Австралии.

Сухопутный транспорт: автомобильный, же­лезнодорожный, трубопроводный. Автомобильный транспорт включает автомобильный парк и авто­дороги. Автомобильный парк насчитывает 0,5 млрд машин, из которых 80% сосредоточено в разви­тых странах Европы. Протяженность дорог дости­гает 24 млн км. По длине дорог выделяются США, Индия, Россия, Япония. Самый высокий уровень автомобилизации — в США (на 1000 жителей приходится 600 автомобилей), несколько ниже — в Западной Европе (300—400 автомобилей). Же­лезнодорожный (ж/д) — важный вид сухопутного транспорта. Протяженность ж/д сети стабильна и составляет 1,2—1,3 млн км; размещение — крайне неравномерно: ж. д. имеются в 140 стра­нах, но ‘/г их длины приходится на: США, Рос­сию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Арген­тину, Францию, ФРГ и Бразилию. Имеются про­странства, где ж/д сеть отсутствует (Афганистан, Непал, островные гос-ва Океании и Карибского моря). Трубопроводный: общая длина нефте – и га­зопроводов превышает 1,5 млн км. Первое место занимают США, второе — Россия, третье — Ка­нада.

15—782

Водный транспорт. Морской транспорт обслу­живает около 4/б всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс — несколько миллионов км. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж достигает 420 млн т.

Морские суда плавают под флагами 160 стран, но главную роль играют Либерия, Панама, Япония, Ве­ликобритания, Норвегия, США, Россия, Греция. Наличие большого флота у Либерии и Панамы объ­ясняется тем, что под их флагами плавают суда США, Японии, Норвегии, ФРГ, Великобритании. Первое место в перевозках по морю занимают нефть и нефтепродукты. Растут перевозки судами-сухогру­зами железной руды, угля, зерна, леса и др.

Общее число морских портов — свыше 2,7 тыс., а портов-гигантов (перегрузка составляет 50 млн т в год) — 30. Они подразделяются на уни­версальные и специализированные (нефтяные, руд­ные и др.) порты.

По размерам морских перевозок первое место принадлежит Атлантическому, второе — Тихому, третье — Индийскому океану. На географию мор­ского транспорта большое влияние оказывают международные проливы и каналы, прежде всего Суэцкий и Панамский, а также Ла-Манш, Гибрал­тарский пролив, Кильский канал и др.

Внутренний водный транспорт. По грузообо­роту внутренних водных путей выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Китай. Здесь на­ходится большинство судоходных каналов (Берего­вой канал в США, Великий канал в Китае). Главный р-н озерного судоходства — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океа­ном глубоководным путем по р. Св. Лаврентия.

Воздушный транспорт. Самые крупные «воз­душные державы» — США, Россия, Япония, Вели­кобритания, Франция, ФРГ, Канада.

Транспорт и окружающая среда. Основным за­грязнителем атмосферы является автотранспорт (в крупных городах на него приходится 2/з всех вы­бросов) и ж/д транспорт (загрязнение твердыми частицами). Кроме того, эти виды транспорта со­здают «шумовое загрязнение». Загрязнителем гид­росферы является водный транспорт. Более всего загрязнены нефтью те акватории, где проходят главные морские нефтяные трассы. Меры по защи­те окружающей среды: уменьшать долю свинца в автобензине, расширять использование электромо­билей, водородного, газового топлива, поездов на воздушной подушке.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

«

Новый международный экономический порядок.

На долю стран Запада приходится от 2/з до 3Д всех видов международных связей. В середине 70-х гг. по инициативе развивающихся стран ООН приняла программу Нового международного экономического порядка, цель которого — перестройка международ­ных экономических отношений на справедливой ос­нове.

Формы международных экономических отно­шений.

Международная торговля. Темпы роста внешне­торгового оборота значительно опережают темпы

роста производства в целом. Изменение товарной структуры мировой торговли заключается в увели­чении доли готовых изделий. Географическое рас­пределение мировой торговли отличается крайней неравномерностью: 70% всего ее оборота приходит­ся на развитые страны Запада, в т. ч. 45% — на За­падную Европу. Таким образом, первое место в меж­дународной торговле принадлежит странам Западной Европы (многие страны Западной Европы и США имеют пассивный торговый баланс, что связано с за­висимостью их от импорта топлива и сырья); вто­рое — развивающимся странам; третье — странам, ранее входившим в Совет Экономической Взаимопо­мощи (СЭВ): страны СНГ, Восточной Европы, Куба, Вьетнам и др.

Кредитно-финансовые отношения выражаются в предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главные экспортеры капита­ла — США, Япония, Великобритания, ФРГ. В пос­леднее время новые центры мирового значения сформировались в Юго-Западной Азии, Сингапуре, Гонконге.

Научно-технические связи выражаются в меж­дународном обмене научно-техническими знания­ми и в осуществлении научных разработок и про­ектов в сфере исследования космоса (Интеркосмос), охраны окружающей среды, охраны арктической флоры и фауны и т. д.

Предоставление международных услуг: транс­портных, строительных, услуг в области страхова­ния, рекламы, инженерного проектирования, обме­на производственным опытом и др.

Международный туризм. Различают автомо­бильный, воздушный, речной и морской туризм. С ростом туризма растет и индустрия туризма — сеть гостиниц, туристских фирм, предприятий по произ­водству сувениров и т. д. Главным туристским реги­оном всегда была и остается Европа. В настоящее время все большую роль начинают играть США, многие развивающиеся страны.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Зарубежная Европа

Экономнко-географическое положение, ресурсы, население

Территория, границы, положение. Террито­рия — 5,1 млн км2. Здесь расположены около 40 суверенных гос-в, в большинстве своем сравнитель­но небольшие по площади. ЭГП определяется: а) соседским положением этих стран по отношению друг к другу — основная предпосылка участия в международной экономической интеграции; б) при­морским положением большинства стран, что бла­гоприятствует участию в международной торговле.

Политическая карта. Представлены как рес­публики, так и конституционные монархии (Вели­кобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерлан­ды, Швеция, Испания). Преобладают унитарные гос-ва (Франция, Великобритания, Норвегия,

Дания), но есть и федеративные (ФРГ, Швейцар­ская Конфедерация, Бельгия, Австрия).

Природные ресурсы. Состав полезных ископае­мых в северной (платформенной) и южной (складча­той) частях региона различается. В северной части распространены полезные ископаемые: 1) рудные (Балтийский щит и зона герцинской складчатости); 2) топливные (осадочный чехол платформы и ее кра­евые прогибы). В южной части преобладают рудные месторождения магматического и осадочного (бокси­ты) происхождения, но запасы их значительно мень­ше. Основные месторождения: каменный уголь (Рур­ский бассейн в ФРГ, Верхнесилезский в Польше), железная руда (Лотарингия во Франции, Кируна в Швеции), бокситы (страны Средиземноморья), руды цветных металлов, калийные соли. Гидроэнергети­ческие ресурсы велики, но приходятся в основном на р-ны Альп, Скандинавских и Динарских гор.

Агроклиматические ресурсы определяются поло­жением региона в умеренном, а на юге — в субтро­пическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испа­нии. Наилучшими предпосылками для ведения лес­ного хоз-ва обладают Швеция и Финляндия.

Природно рекреационные ресурсы разнообраз­ны — Европа является главным мировым регио­ном туризма.

Население. Воспроизводство характеризуется особой демографической ситуацией: меняется воз­растной состав, растет доля пожилых людей. С этим связано изменение роли региона в системе внешних миграций населения — из главного очага эмиграции он превратился в главный мировой очаг трудовой иммиграции (насчитывается 12—13 млн иностранных рабочих, особенно их много в ФРГ, Франции, Великобритании).

Национальный состав достаточно однородный: из 62 народов региона к индоевропейской семье от­носится большинство (славянская, германская и романская группы). Гос-ва со сложным националь­ным составом и межнациональными отношениями: Ольстер в Великобритании, Страна Басков в Испа­нии, Босния и Герцеговина.

Во всех странах зарубежной Европы господству­ющая религия — христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, в Северной — протес­тантство. В Риме расположен мировой центр като­лицизма — государство-город Ватикан.

Размещение населения. Уровень урбаниза­ции — самый высокий в мире: в среднем в городах живет более 70%, а в некоторых странах более 80% всего населения. Общее число городов измеря­ется многими тысячами, образующими густую сеть. В последнее время рост крупнейших городов замедлился или даже прекратился.

Промышленность

Экономическую мощь определяют 4 страны, входящие в «большую семерку», — ФРГ, Фран­ция, Великобритания, Италия, а также Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция.

В отраслевой и территориальной структур» пр – ти на первое место выдвигаются новые и новейшие отрасли.

Машииостроеиие — ведущая отрасль, на кото­рую приходится 1/з всей промышленной продук­ции региона и 2/з его экспорта. Ориентация: тру­довые ресурсы, научная база, инфраструктур» (тя­готеет к крупным городам и агломерациям).

Химическая пр-ть — 2-е место после машино­строения. В качестве сырья использует углеводо­род, а не уголь. Поэтому крупные центры нефтехи­мии возникли в эстуариях рек Темзы, Сены, Рей­на, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с неф­тепереработкой.

Топливно-энергетическое хоз-во. Уголь в топ­ливно-энергетическом балансе (ТЭВ) имеет перво­степенное значение лишь в восточной части Евро­пы (Польша, Чехия). Добыча и потребление угля резко сократились, и в ТЭВ ведущее место принад­лежит нефти и природному газу. Добыча угля со­средоточена в ФРГ, Польше, Великобритании; нефти — в Великобритании, Норвегии (нефтегазо­носный бассейн в Северном море); природного газа — в Нидерландах, Норвегии, Великобрита­нии, Румынии. Электроэнергия вырабатывается в основном на ТЭС. Роль ГЭС велика в скандинав­ских и альпийских странах (Норвегия, Швеция, Швейцария). Доля АЭС наиболее велика во Фран­ции, Бельгии, Швеции, Швейцарии.

Металлургическая пр-ть сформировалась до на­чала эпохи НТР. Черная металлургия наибольшее развитие получила в странах, обладающих ресур­сами каменного угля или железной руды, — ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. Крупные металлур­гические комбинаты в Таранто (Италия), близ Марселя и в Дюнкерке (Франция), возникшие в связи с тем, что черная металлургия стала ориен­тироваться на импорт железной руды из развива­ющихся стран. Сохраняют значение и старые ме­таллургические р-ны — Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции.

По размерам выплавки стали выделяются ФРГ, Италия, Франция, Великобритания, Поль­ша, Испания.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная пр-ть. Производство алю­миния возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алю­миниевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Ав­стрия). В последнее время алюминиевые з-ды все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран. Медная пр-ть представлена в ФРГ, во Франции, в Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

Лесная пр-ть, ориентирующаяся прежде всего иа источники сырья, превратилась в отрасль меж­дународной специализации в Швеции и Финлян­дии.

Легкая пр-ть, с которой началась индустриа­лизация этого региона, утратила свое былое зна­чение. Старые текстильные р-ны — Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бель­гии, Лионский во Франции, Миланский в Ита­лии, Лодзинский в Польше существуют, но для них характерен застой. Текстильная пр-ть смеща­ется в страны Южной Европы, где есть резервы дешевой рабочей силы (Португалия превратилась в главную «швейную фабрику» региона, а Италия по производству обуви уступает только США).

Сельское хозяйство

По основным видам с.-х. продукции большин­ство стран полностью обеспечивают свои потреб­ности и заинтересованы в сбыте продукции. Ос­новным типом с.-х. предприятия большинства стран является высокомеханизированная ферма. В Южной Европе преобладают помещичье землевла­дение и мелкое землепользование крестьян-арен­даторов.

Животноводство имеет преимущественно мо­лочно-мясной уклон. Растен иеводство. Главные производители зерновых — Франция, Польша, ФРГ, Великобритания; картофеля — Польша, ФРГ; сахарной свеклы — Франция, ФРГ, Италия, Польша; винограда и субтропических фруктов — страны Средиземноморья (по сбору винограда и прюизводству вин — Италия; по сбору маслин — Испания).

Основные типы сел. хоз-ва: 1) североевропей­ский. с преобладанием интенсивного молочного и мясо-молочного животноводства; 2) среднеевропей­ский. отличающийся развитием животноводства и растениеводства, но с ориентацией на нужды жи­вотноводства; 3) южноевропейский, со значитель­ным преобладанием растениеводства. Несмотря на то что в посевах главное место занимают зерновые культуры, международная специализация опреде­ляется производством фруктов, цитрусовых, вино­града, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромас – личрых культур.

Рыболовство стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании, Исландии (вы­лавливается более 10 млн т рыбы).

Транспорт

Региональная транспортная система относится к западноеврюпейскому типу. По дальности перевозок немного уступает США и России, а по обеспеченнос­ти транспортной сетью — намного превосходит, за­нимая 1 – е место в мире. Характерно бурное развитие автомобильного транспорта, который является глав­ным в перевозках как пассажиров, так и грузов. Сеть ж. д. сокращается. Конфигурацию транспортной сети образуют магистрали широтного и меридио­нального направлений, имеющие международное значение.

Речные пути имеют также меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Осо­бенно велико транспортное значение Рейна, по ко­торому перевозится 250—300 млн т грузов в год.

В местах пересечения сухопутных и водных путей возникли крупные транспортные узлы (мор­ские порты) — Роттердам, Марсель, Гавр, Гам­бург, Лондон и др., превратившиеся в портово- промышленные комплексы.

Охрана окружающей среды н экологические проблемы

Обострение природоохранных и экологических проблем связано: а) с открытой добычей полезных ископаемых; б) размещением больших городов* и комплексов тяжелой пр-ти на берегах рек и мор­ских побережьях; в) со всевозрастающей автомо­билизацией; г) стихийным развитием туризма; д) с катастрофами супертанкеров у западных бере­гов.