Физическая география часть 7
Угольная пр-ть — важное звено ТЭК. Кроме того, уголь используется как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической пр-ти. В настоящее время нарастает кризис, усиливающийся социальными и экологическими проблемами. Себестоимость (общая сумма затрат на получение 1 т угля, выраженная в денежной единице) в угольной пр-ти зависит от способа добычи угля, глубины добычи, горно-геологических условий и качества угля — его калорийности. В большинстве угольных бассейнов требуется коренная модернизация оборудования шахт и разрезов при закрытии неэффективных. Основные угольные базы — Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский, частично Донецкий бассейны. Возрастает роль Южно- Якутского бассейна, а Подмосковного — снижается.
Электроэнергетика. Электроэнергия потребляется повсеместно, и стоимость ее получения входит в себестоимость продукции всех отраслей хоз-ва. С этим связана необходимость строительства электростанций на базе гидроресурсов, т. к. самую дешевую энергию получают на ГЭС, и дешевого топлива. Основную долю электроэнергии вырабатывают ТЭС, хотя их доля постепенно снижается. ТЭС созданы в р-нах: а) добычи топлива; б) потребления (крупные промышленные центры и города). Широко используются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие как электроэнергию, так и тепло. Крупнейшие ТЭС — Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС выгоднее строить на реках с большим падением и расходом воды. Крупнейшие ГЭС — на реках Енисей (Красноярская, Саянская), Ангара (Братская, Усть-Илимская). Перспектива: а) переход к созданию средних по мощности ГЭС на притоках крупнейших рек Сибири; б) повсеместное строительство малых по мощности ГЭС. АЭС создавались в р-нах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но требуется много электроэнергии. Большинство АЭС построены в Европейской части. В России работают 9 крупных АЭС: Курская, Смоленская, Тверская, Нововоронежская, вблизи С.-Петербурга, Бала – ковская (Саратовская обл.), Белоярская (Урал), на Кольском п-ове, Билибинская (Дальний Восток).
Энергосистемы — группы электростанций разных типов, объединенные ЛЭП и управляемые из одного центра. Энергосистемы объединяются в Единую энергетическую систему (ЕЭС), которая охватывает территорию в 10 млн км2 с населением 220 млн человек.
Причины изменения перспектив в развитии ТЭК: 1) увеличение добычи и использования газа, глубокая переработка нефти, внедрение новых технологий во все отрасли ТЭК; 2) использование нетрадиционных источников энергии: создание солнечных, ветровых, геотермальных электростанций.
Комплексы по производству конструкционных материалов и химических веществ (КПКМХВ)
КПКМХВ включают взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга комплексы: металлургический, химико-лесной и производство стройматериалов. Такое объединение обусловлено: а) участием в производстве конструкций, предназначенных для изготовления каких-либо готовых изделий или сооружений; б) многие виды продукции КПКМХВ взаимозаменяемы (пример: металл и стройматериалы в настоящее время все активнее замещаются пластмассами и полимерами).
Соотношение между комплексами и их значение в российской пр-ти отличаются от аналогичных показателей развитых стран мира. Например, если в России по объему производства металлургический комплекс лишь незначительно уступает химико-лес – ному (соответственно 10,6% и 11,8%), то в ФРГ господствуют химия и нефтехимия (14,3% по объему производства), а металлургическая (4,7%) и лесная пр-ть (4,9%) значительно им уступают.
Добывающая пр-ть (ДП) — совокупность отраслей, производящих добычу разнообразного сырья. Особенности ДП: 1) предметы труда в ней даны самой природой; 2) уровень развития и география ДП сильно зависят от природных условий и ресурсов; 3) многие виды ресурсов ограничены и не возобновляются; 4) ДП очень трудоемка и требует дорогостоящего оборудования. Негативные черты ДП: 1) большие нарушения литосферы; 2) при добыче теряется огромное количество основного сырья; 3) слабое внедрение прогрессивных методов добычи: гео – и биотехнологии; 4) добытые полезные ископаемые используются в 2—4 раза хуже, чем в других странах; 5) слабое использование вторичных ресурсов; 6) не происходит характерного для всех развитых стран снижения темпов развития ДП и сокращения добычи важнейших видов ресурсов.
Ресурсные базы (РБ) — крупные сочетания ресурсов, имеющие общегосударственное значение и охватывающие обширные территории. РБ: Северо – Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Южно-Сибирская, Приморская, Северо-Восточная.
Металлургический комплекс (МК)
МК — совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. В его состав входит черная и цветная металлургия. В современном производстве из используемых металлов 90% составляют
Схема металлургического комбината |
черные металлы (железо и его сплавы). Число цветных металлов гораздо больше (их более 70), и они обладают более ценными свойствами. В народном хоз-ве наиболее широко применяются следующие группы металлов: легкие (алюминий, титан, магний), тяжелые (медь, свинец, цинк, никель, олово), благородные (золото, серебро, платина), редкие (вольфрам, молибден, теллур, торий).
Большинство предприятий черной металлургии — комбинаты, которые представляют собой сочетание совместно размещенных предприятий, объединяющихся общностью технологических процессов и единым управлением.
Цветная металлургия (ЦМ). Продукция ЦМ должна отличаться прочностью, пластичностью, устойчивостью против коррозии. Этим требованиям отвечают алюминий, титан и сплавы на их основе. По размерам производства и потребления алюминий занимает 1-е место среди цветных металлов. Применяют в авиации, строительстве (крыши, гофрированные балконы), электротехнике (заменитель меди при изготовлении кабеля), пищевой пр-ти (фольга), металлургии (легирующая добавка). Производство алюминия состоит из 2-х стадий: 1) получение глинозема (предприятия располагаются в р-нах добычи сырья); 2) выплавка из него металла (производство тяготеет к дешевому источнику электроэнергии).
Производство тяжелых металлов. Содержание меди, свинца, цинка, олова, никеля в рудах очень низкое (в медной руде содержится всего 1% меди). Производство состоит из нескольких стадий: в местах добычи сырья — обогащение руды (флотационным способом) и плавка обогащенной руды (продукция — черновой металл); последующие стадии ориентируются на сырьевые базы в сочетании с центрами машиностроения — очистка чернового металла от вредных примесей (продукт — рафинированный металл) и производство сплавов и проката.
лесная пр-ть |
Металлургические базы. На размещение МК большое влияние оказывают: а) особенности используемого сырья (руды); б) применяемый для получения металла вид энергии; в) география сырьевых и энергетических источников.
Металлургические предприятия (МП) по территории страны распределены крупными группами. Группа МП, использующая общие рудные или топливные ресурсы и обеспечивающая главные потребности хоз-ва страны в металле, называется основной металлургической базой (МБ). Выделяются 3 МБ:
1) Центральная. Создается на железных рудах КМА и Кольско-Карельского р-на, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры — Череповец, Липецк, Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско-Карельском р-не, из местных руд производят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Кандалакша). В Московской обл. — предприятия по переработке лома цветных металлов (Подольск), производству урана (Электросталь);
2) Сибирская. В ее составе выделяют р-ны: а) Южно-Сибирский — развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (ачин – ского) и уральского глинозема. Центры — Братск,
Красноярск, Саяногорск, Шелехово. Ведется добыча и переработка полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье). В перспективе — использование меди Забайкалья (Удокан); б) Северо-Сибирский — развивается на разработке богатейших залежей медно – никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте, а часть — на предприятиях Кольского п-ва и Красноярска;
3) Дальневосточная. Планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно – Якутский бассейн). Добыча золота, олова, германия и др. ЦМ ведется на Дальнем Востоке несколько десятилетий. С распадом СССР существовавшая ранее единая система взаимодействующих МБ прекратила свое существование.
Проблема металлургии заключается в необходимости перевооружения металлургических комбинатов и использования огромных запасов металлолома, что потребует строительства мини-заводов с использованием современных технологий.
Химико-лесной комплекс (ХЛК)
Ведущей отраслью ХЛК является химическая пр-ть (ХП). Особенности ХП: 1) создает новые материалы, которые превосходят по многим качествам натуральные продукты; 2) имеет большие возможности комбинирования (химтехнология позволяет комплексно использовать сырье, получая из одних и тех же видов сырья различные продукты; 3) обладает обширной сырьевой базой: все виды горючих ископаемых, древесина, вода, воздух, производственные отходы. Однако основным сырьем становятся продукты нефтепереработки и коксования угля.
Состав химико-лесного комплекса
Химико-лесной комплекс
химическая пр-ть |
|||||
А |
/ |
\ |
А |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
( |
J |
Продукция химической пр-ти:
1 — бытовая и фотохимия; 2 — изделия из пластмасс;
3 — производство минеральных удобрений (калийные, фосфатные, азотные); 4 — производство полимерных материалов (синтетический каучук, хим. волокна, синтетические смолы); 5 — производство кислот, щелочей, солей; 6 — производство органич. кислот, спиртов; 7 — добыча серы, солей, карбонатного сырья
Продукция лесной пр-ти: 1 — целлюлоза; 2 — бумага; 3 — картон;
4 — древесные плнты; 5 — мебель
Предприятия ХП нужно располагать с учетом высокой энерго – и водоемкости производств, и отрицательного воздействия на среду.
Выделяются 4 химико-лесные базы:
земледелие, животноводство |
1) Центральная — ресурсодефицитная; сформировалась с ориентацией на огромный потребительский спрос. Здесь производят каучук и шины (Ярославль, С.-Петербург), хим. волокно (Центр), пластмассы (Подмосковье, С.-Петербург), сложные удобрения (Тульская, Московская, Ленинградская обл.). Во всех крупных городах действуют мебельные ф-ки;
2) Северо-Европейская — обладает богатейшими запасами химического сырья (Хибинские апатиты), леса, топливно-энергетических и водных ресурсов. В перспективе — дальнейшее развитие ХП возможно за счет глубокой переработки местных ресурсов нефти и газа. Крупные лесоперерабатывающие предприятия производят бумагу и целлюлозу (Кондопога, Сегежа), пиломатериалы и древесные плиты (Архангельск, Сыктывкар);
3) Волго-Уральская — наиболее сбалансированная по разнообразию и пропорциям запасов сырья, комбинации и мощи возникших производств. ХЛК по масштабам — крупнейший в России (соответственно 30% и 50% производства хим. и нефтехим. продукции, 13% продукции лесной пр-ти). Химкомплексы: Соликамско-Берез – никовский, Уфимско-Салаватский, Самарский (минеральные удобрения, сода, каучук, пластмассы). Бумажная пр-ть — Краснокамск, Пермь. Дальнейшее развитие ограничено экологическим фактором, т. к. интенсивно загрязняются воздушный и водный бассейны;
4) Сибирская — перспективная. По запасам и разнообразию ресурсов превосходит Волго-Ураль- скую. Хим. переработке подвергаются нефть, газ и уголь Западной Сибири, соли (Усолье Сибирское), лес. Особенно интенсивно развиваются нефтехимия (Тобольский и Томский химкомплексы, Омск, Ангарск), углехимические (представлены в Кемерово и Черемхово) и лесопромышленные производства (Красноярск, Братск, Усть-Илимск).
Проблемы, требующие неотложного решения: а) старое оборудование (средняя степень износа — 50%); б) слабо развиты наиболее современные отрасли (химия органического синтеза и полимеров);
в) нерациональное использование лесных ресурсов;
г) низкое качество производимой продукции.
Агропромышленный комплекс (АПК)
АПК — совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
Ведущей отраслью АПК является сельское хоз – во, которое отличается от остальных отраслей материального производства: а) сезонностью производства продукции; б) на его развитие оказывают воздействие природные условия; в) земля — одновременно средство труда и предмет труда. Сельскохозяйственные угодья составляют 218 млн га (13% площади земли). Значительная часть из них — переувлажненные или засушливые территории. В связи с этим огромное значение имеет мелиорация (улучшение) земель.
Структура АПК
Сельское хоз-во
Заготовка, переработка и реализация продуктов
легкая и пищевая пр-ть, питание, торговля
пр-во машин и оборудования, удобрений и ядохимикатов
Земледелие (растениеводство). Отраслевой состав — сложный из-за большого разнообразия культурных растений (зерновые, бахчевые, овощи, цитрусовые и т. д.). География отраслей земледелия зависит от: а) наличия земель, пригодных для пашни, их плодородия; б) климатических условий; в) биологических особенностей с.-х. культур. Основную часть продукции дает полеводство. Его основная отрасль — зерновое хоз-во, в котором важнейшая культура (44% сбора) — пшеница: яровая — степи Поволжья, Урала, Сибири и Нечерноземье; озимая — южные районы (Северный Кавказ). Технические культуры — растения, используемые как сырье для отдельных отраслей промышленности. Эти культуры трудоемки и размещаются очагами: посевы льна — на северо-западе Европейской части России, подсолнечник — в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе. Садоводство и виноградарство как крупные отрасли земледелия представлены только в южных р-нах.
Животноводство. Отрасли животноводства: 1) скотоводство — дает самый большой объем продукции (в т. ч. 2/б мяса) и имеет наибольшую численность поголовья. Основная продукция — мясо, молоко; 2) свиноводство (Уз мяса) — наиболее развито в зонах зернового хоз-ва и картофелеводства, а также вблизи крупных городов и центров пищевой пр-ти; 3) овцеводство — имеет большое народнохозяйственное значение (шерсть — сырье для текстильной пр-ти). Районы овцеводства — полупустыни и горные территории; 4) птицеводство — главные зерновые р-ны, а также вблизи крупных городов; 5) коневодство — Северный Кавказ, юг Урала; 6) оленеводство — крайний север Сибири и Дальнего Востока.
Отрасли, обеспечивающие АПК техникой, удобрениями, комбикормами, определяют общий уровень интенсификации АПК. Центры производства с.-х. техники приближены к р-нам потребления: зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на – Дону, Красноярске, льноуборочные и картофелеуборочные — в центральных районах (Рязань, Тула).
Отрасли пищевой и легкой пр-ти АПК развиты недостаточно. Основное назначение пищевой пр – ти — производство продуктов питания. Закономерности размещения: 1) к р-нам производства с.-х. сырья, использующим необработанное сырье, приурочены рыбная, крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная пр-ть; 2) к р-нам потребления готовой продукции тяготеют отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку, — макаронная, кондитерская, хлебопекарная и др.
Особенности легкой пр-ти: а) продукция непосредственно влияет на уровень жизни людей; б) трудоемкая отрасль, в которой заняты преимущественно женщины; в) размеры предприятий невелики и не требуют много энергии и воды. Основные группы отраслей легкой пр-ти по особенностям их размещения: 1) отрасли по первичной переработке сырья (ориентация на сырье); 2) текстильная пр-ть (ориентация на сырье и потребителя); 3) швейная и обувная пр-ть (ориентация на потребителя). Уровень развития недостаточен, т. к. качество и количество выпускаемых товаров не соответствуют мировым стандартам и спросу.
Инфраструктурный комплекс (сфера услуг)
Инфраструктурный комплекс (ИСК) объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности.
Классификация услуг
Виды услуг: 1 — торговля; 2 — общественное питание; 3 — жилищно-коммунальные; 4 — бытовое обслуживание; 5 — транспорт; в — 6МйЬ |
Связь
Основная задача связи — передача информация. Россия не входит в глобальную систему связи из-за отсутствия необходимого количества линий и отсутствия современных видов связи внутри страны. По уровню телефонизации Россия уступает Италии в 7 раз, США — 6,5, ФРГ — 3,5 раза.
Необходима реализация международного проекта прокладки трансроссийской артерии оптико-волоконной связи протяженностью 18 тыс. км, которая в перспективе может стать составной частью мировой системы (Япония—Находка—Москва—Европа).
Радиофикация в России занимает среднее место среди развитых стран. Телевидение (ТВ) — вещанием охвачено 90% населения страны. По обеспеченности телевизорами Россия занимает одно из ведущих мест, а в области многоканального и спутникового ТВ уступает всем развитым странам мира; отстает и в разработке ТВ высокой четкости.
Транспорт
Основные задачи: 1) обеспечение связей между отдельными отраслями и р-нами страны; 2) своевременное обеспечение потребностей народного хоз-ва и населения в перевозках; 3) повышение экономической эффективности работы транспорта.
Виды транспорта
железнодорожный
Сухопутный
автомобил ьный
морской речной
Виды услуг: 1 — образование; 2 — культура; 3 — здравоохранение; 4 — физическая культура; 5 — государственное управление; 6 — оборона; 1 — охрана общественного порядка |
ИСК подразделяется на 2 самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.
Коммуникационная система включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ.
Воздушный |
|
авиационный |
|
нефтепроводы |
Трубопроводный
газопроводы
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Сухопутный транспорт. Железнодорожный (ж/д) — ведущий в транспортной системе России.
География железных дорог (ж. д.): 1) в Европейской части конфигурация ж. д. представляет собой кольцо, центр которого — Москва. От нее отходят в разные стороны радиусы к С.-Петербургу, Смоленску, Нижнему Новгороду; 2) на восток от Европейского кольца количество широтных магистралей (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу) резко уменьшается. После распада СССР участки широтных ж/д магистралей — Транссибирской, Средне – Сибирской, Южно-Сибирской — оказались за пределами России. Единственно российский участок Екатеринбург—Тюмень—Омск не в состоянии обеспечить все нарастающую нагрузку.
Важнейшая задача — строительство новых ж. д. на востоке России. Построена Байкало-Амурская магистраль, начато строительство Амуро-Якутской (Беркакит—Томмот—Якутск), планируется продолжение на восток Печорской (Салехард—Воркута— Коноша).
Современный этап развития характеризуется электрификацией ж. д., благодаря которой увеличивается пропускная способность в 2 раза. Особое направление НТП — создание высокоскоростных ж/д магистралей.
Автомобильный — один из самых дорогих видов транспорта. Дальние перевозки осуществляются в северных и восточных р-нах, горах Кавказа, где отсутствует другой вид транспорта.
География автодорог схожа с географией ж/д магистралей. Крупнейшие дороги (12) радиусами расходятся от Москвы к С.-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В настоящее время завершается строительство участка дороги, соединяющей европейскую часть России с Дальним Востоком.
Направления развития автодорожного транспорта: а) прокладка новых магистралей; б) строительство дорог в сельской местности; в) совершенствование выпускаемых моделей автомобилей и автобусов; г) увеличение значения автотранспорта с дизельным двигателем.
Водный транспорт. Морской транспорт (МТ). МТ имеет огромное значение. Из-за распада СССР возможности страны для использования МТ в международной торговле и во внутренних перевозках резко ухудшились. Хоз-во МТ: флот, порты, судоремонтные з-ды. По тоннажу занимает 7-е место после Либерии, Панамы, Японии, Норвегии, США и Греции. Крупных портов — 11, а всего 39, что недопустимо мало.
В грузообороте МТ главное значение принадлежит портам: а) Тихоокеанского бассейна, которые снабжают товарами северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и Австралией; б) Балтийского бассейна, обеспечивающим внешние связи со странами Европы и Америки; в) Черноморского бассейна, обеспечивающим экспорт нефти (грузооборот сократился в связи с падением добычи нефти); г) Северного бассейна, по морям которого проходит Северный морской путь, обеспечивающий снабжение р-нов Крайнего Севера.
Речной транспорт (РТ). РТ огромное значение имеет там, где протекают многоводные реки; по рекам экономичны перевозки объемных грузов (леса, нефти, хлеба, стройматериалов). Волго-Камский бассейн — стержень Единой глубоководной системы Европейской части России.
Перспективы развития водного транспорта: а) реконструкция важнейших каналов; б) строительство новых морских и речных портов; в) расширение географии смешанных перевозок (река— море) внутри страны и на международных линиях.
Воздушный и другие виды транспорта. Авиационный транспорт (AT). Главная специализация
AT — перевозка на дальние расстояния пассажиров. Это единственный вид транспорта, охватывающий перевозками почти все р-ны страны.
Трубопроводный транспорт (ТП). По величине выполняемой работы ТП приближается к ж/д транспорту. По трубопроводам передается 97% нефти. В перспективе возможна транспортировка с помощью воды в измельченном виде твердых материалов (уголь, руда).
Сфера обслуживания (СО)
СО имеет сложный состав, в котором важное значение принадлежит рекреационному хоз-ву. В России насчитывается 7,5 тыс. учреждений отдыха, десятки тысяч культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и лечебных грязей. Основная часть рекреационных учреждений размещается в Европейской части страны. Выделяются р-ны, образовавшиеся: а) на основе природных ресурсов и условий; б) вокруг крупных городов; в) вокруг ценных культурно-исторических объектов.
Специализация рекреационных р-нов может быть санаторной, курортной, туристической. Потребности населения в организации отдыха и лечения удовлетворяются на 50%.
Территориальная организация и районирование России
Межрайонное географическое разделений труда — хозяйственная специализация отдельных территорий, которые производят продукцию для других р-нов страны.
На основе специализации территории, которая складывается исторически, формируются экономические р-ны — крупные компактные части территории страны, охватывающие несколько единиц административно-территориального деления России. Экономические р-ны отличаются: а) хозяйственной специализацией и сочетанием ее отраслей; б) особенностями исторического развития хоз-ва; в) географическим положением; г) природными и трудовыми ресурсами.
На территории России по совокупности природных и хозяйственных признаков выделяются 9 экономических р-нов в пределах Западного и Восточного макрорегионов: I. Центральная Россия; П. Северо-Западная Россия; III. Европейский Север; IV. Урал; V. Поволжье; VI. Европейский Юг; VII. Западная Сибирь; VIII. Восточная Сибирь; IX. Дальний Восток.
В пределах экономических р-нов выделяются территориально-производственные комплексы (ТПК) — взаимосвязанное сочетание различных предприятий и расселения на компактной территории, которое может дать экономию средств, повысить производительность труда, обеспечить решение экологических проблем.
Западный макрорегион (Европейская Россия)
Центральная Россия
В состав Ц. России входят 3 экономических р-на: Центральный, Волго-Вятский и Центрально черноземный. Административно-территориальные единицы Цен, экон. р-на: Москва (город федерального значения) и 12 областей (Московская, Смоленская, Брянская, Калужская, Рязанская, Орловская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Тверская).
Административно-территориальные единицы Волго-Вят. экон. р-на: 3 республики (Марий-Эл, Мордовия, Чувашия) и 2 области (Нижегородская, Кировская).
Административно-территориальные единицы Ц.-Черн. экон. р-на: 5 областей (Липецкая, Курская, Тамбовская, Воронежская, Белгородская).
ЭГП. Выгодное положение на водоразделах Волги, Днепра, 3. Двины и Дона; равнинность территории благоприятна для интенсивного заселения и освоения под сел. хоз-во; густая сеть железнодорожных магистралей.
Природные ресурсы. Основное богатство Ц. России — железная руда Курской магнитной аномалии (КМА), земельные ресурсы, на севере — лес, водные ресурсы.
Население. В национальном составе преобладают русские, и только на востоке в республиках компактно проживают марийцы, чуваши и мордва. Господствует городское население: насчитывается 364 города и свыше 600 поселений городского типа. Начались процессы переселения жителей зоны Севера в нечерноземные области, формирования фермерских хоз-в.
Экономика. Специализация — наукоемкое машиностроение, в меньшей степени химическая, металлургическая, лесная, а также легкая (текстильная) пр-ть.
Машиностроительный комплекс выпускает разнообразную продукцию для всей страны. Продукция точного машиностроения (станки, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника) составляет 1/г продукции страны. Доля транспортного машиностроения (автомобили, самолеты, речные и морские суда, оборудование для ж/д транспорта) в производстве страны составляет 1 /г.
Комплекс предприятий, производящих конструкционные материалы:
— черная металлургия развивается на базе крупнейших в мире ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк, Старый Оскол, Тула;
— химическая пр-ть производит каучук, шины (Ярославль), хим. волокна (Ц. р-н), пластмассы; минеральные удобрения (Подмосковье);
— лесная, деревоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная пр-ть представлены на севере и северо-востоке Ц. России.
Текстильная пр-ть использует в основном привозное сырье и хим. волокна. Главные центры — Москва, Иваново.
ТЭК использует гл. обр. топливо и энергию других р-нов, а из местных — бурый уголь, торф, гидроресурсы Волги, Свири и Волхова и электроэнергию ТЭС, ГЭС, АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская).
В АПК по специализации выделяются 3 района: 1) южный — приурочен к черноземным почвам; основная продукция — зерно, подсолнечник, картофель, сахарная свекла, мясо, молоко, яйца; пищевая пр-ть (мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная) создана на базе сел. хоз – ва; 2) междуречье Оки и Волги; преобладает пригородное сел. хоз-во и мощная пищевая пр-ть; 3) северо-западный — р-н льноводства и молочного животноводства.
Транспортный комплекс служит для обеспечения экономики Ц. России и ее городов сырьем и топливом. Густая сеть железных и автомобильных дорог имеет радиально-кольцевой характер. Построена скоростная ж. д. Москва — С.-Петербург; водные перевозки осуществляются по Волге, Волго-Балтий – ской системе и каналу им. Москвы; крупнейшая система авиалиний расходится от Москвы.
Формируется туристско-экскурсионная отрасль.
Промышленные узлы сосредоточены вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами.
Северо-Западная Россия
Административно-территориальные единицы С.-З. России: Ленинградская, Новгородская, Псковская обл., С.-Петербург (город федерального значения), Калининградская (анклав).
ЭГП выгодное, что определяется выходом в море (Балтийское), наличием крупнейшего порта на Балтике (С.-Петербург) и пограничным положением.
Природные ресурсы. Водными ресурсами обеспечена (многоводные реки, 7 тыс. озер), а запасы минеральных — незначительны.
Население в основном составляют русские, живущие в городах.
Экономика. Специализация — многоотраслевое машиностроение, связанное с оборонным комплексом. Продукция: морские суда, оптическое и электронное оборудование, турбины и генераторы, оборудование для АЭС.
Цветная металлургия и передельные заводы черной металлургии тесно связаны с машиностроением.
Развиты химическая, лесная, легкая и пищевая пр-ть.