Wi

Бенз(а)пирен

1,78

60

Бензол

2,5

316

Диметилфталат

2,55

354

Свинец

1,52

33

Мышьяк

1,74

55

Величину Кi округляют до первого десятичного знака после запятой.

2. Рассчитав Кi для отдельных компонентов отходов, находят суммарный индекс токсичности (К).

3. С помощью суммарного индекса токсичности по табл. 46 определяют класс опасности отходов производства.

Таблица 46

Класс опасности отходов производства

Расчетное значение К

Класс опасности отхода

Более 50�000

I

50�000–1�000

II

999–100

III

Менее 100

IV

Сделать вывод о токсичности отходов.

Раздел 4

Задачи по защите окружающей среды от шума

Задача № 31. На сколько децибел уменьшился уровень шума в помещении, где работали 3 одинаковых мотора, а затем один мотор отключили?

Задача № 32. На сколько децибел увеличился уровень шума в помещении, где сначала работали 2 одинаковых мотора, а затем включили еще 2 таких же мотора?

Задача № 33. Рассчитайте, на сколько дБ уровень шума, создаваемого поездом длиной 120 м, больше, чем поездом длиной 60 м на расстоянии от поезда 25 м.

Задача № 34. Рассчитайте, на сколько дБ уровень шума, создаваемого поездом длиной 60 м, на расстоянии 20 м от поезда больше, чем на расстоянии 40 м.

Задача № 35. На каком расстоянии был изменен уровень шума от локомотива как точечного источника, если ослабление уровня шума составило 3 дБ по сравнению с уровнем шума на расстоянии 25 м от локомотива?

Задача № 36. Рассчитайте эквивалентный уровень (Lэкв) непостоянного шума, если в течение одного часа измерений средний уровень шума (LА) был равен 80 дБ, в течение двух часов – 100 дБ, а в течение семи часов – 70 дБ.

Задача № 37. Найдите граничные значения частот октавы со среднегеометрической частотой, равной 1000 Гц.

Задача № 38. Интенсивность звука с одной стороны перегородки 0,1 Вт/м2, а с другой – 0,005 Вт/м2. Найдите звукоизоляцию или эффективность защиты перегородки.

Задача № 39. На расстоянии 200 м от железной дороги планируется строительство дома. Можно ли будет жить в этом доме, если уровень шума, создаваемого локомотивом на расстоянии 20 м, составляет 80 дБ, а звукоизоляция окон 20 дБ? Допустимый уровень шума в ночное время 30 дБ.

Задача № 40. Между полотном железной дороги и жилыми домами необходимо с помощью лесонасаждений уменьшить уровень шума на 15 дБ. Предложены посадки из густой зеленой изгороди. Как оптимально разместить посадки, если под них отведена полоса шириной 40 м? Удельное снижение уровня шума одной полосы 0,35 дБ/м для заданных частот.

Указания к решению задач

При помощи приведенных ниже кратких теоретических сведений решите задачи по защите окружающей среды от шума и сделайте выводы по полученным результатам.

Краткие теоретические сведения

1. Уровень звукового давления в децибелах:

(106)

Экология. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Часть 26,

где ?Р – звуковое давление; ?Ро = 2 ? 10-5 Па – амплитуда звукового давления, соответствующая «порогу слышимости».

2. Уровень интенсивности звука в децибелах выражается следующим соотношением:

(107)

Экология. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Часть 26,

где I – интенсивность звука; Iо = 10-12 ? Вт/м2 – интенсивность звука, соответствующая «порогу слышимости».

3. При наличии в помещении нескольких источников шума интенсивность создаваемых ими звуковых волн складывается. Если шум создается равными по интенсивности источниками, то

(108)

Lобщ = Li + 10 ? lgn,

где n – число источников шума; Li – уровень шума i-го источника.

4. Зависимость уровня интенсивности звука от расстояния от источника звука для случая точечного источника в свободном пространстве выражается формулой

(109)

LI = Lw – 11 – 20 ? lgr,

где LI – уровень интенсивности источника звука; Lw – уровень мощности источника; r – расстояние от источника.

5. Для случая линейного источника звука уровень интенсивности звука определяется формулой

(110)

LI = Lw – 8 – 10 ? lgd + 10 ? lg(2 ? arctgЭкология. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Часть 26),

где LI – уровень интенсивности источника звука; Lw – уровень мощности источника; d – расстояние от источника до приемника; l – длина источника.

6. Ослабление шума локомотива (как точечного источника) с удалением от него:

(111)

Экология. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Часть 26,

где d – расстояние от локомотива до прямой, перпендикулярной железнодорожным путям; dо = 25 м – расстояние от локомотива по той же прямой.

7. Для непостоянных шумов эквивалентные уровни шума (Lэкв) определяются по формуле

(112)

Экология. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Часть 26

где ti – относительное время действия шума, %; Li – измеренный уровень шума в i-том интервале времени; Экология. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей Часть 26– время усреднения; n – число интервалов времени шума.

8. Вся область звуковых колебаний разбита на ряд октавных полос. Верхняя v2 и нижняя v1 частоты любой октавы отличаются в 2 раза, т. е. v2/v1 = 2. Среднегеометрическая частота любой октавы vcг = v1 ? .