Что и как едят рыбы
Меню рыб богато и разнообразно. Чего только не едят рыбы! Взять, к пример,у хищников-рыбоедов: одни из них питаются только мелкими рыбешками, другие заглатывают добычу не меньше, а то и больше собственного веса. Щука, гроза сибирских вод таймень подчас не прочь полакомиться зазевавшейся уткой или переплывающей реку белкой. В желудке акул находят куски разорванных дельфинов, а в желудках белуг попадаются целиком проглоченные тюленята.
Встречаются среди рыб гастрономы: одним подавай только крабов, раков, креветок, другим — устриц и иных нежных моллюсков. У многих рыб любимое блюдо — насекомые. Есть рыбы, которые питаются одним планктоном — мельчайшими животными и растительными организмами, а есть завзятые вегетарианцы — они едят только растения. Да всего, что едят рыбы, и не перечислить.
Добычу рыбы схватывают ртом. И рот, удобный для ловли рыб, оказывается не пригодным для сбора моллюсков или общипывания побегов водных растений. Поэтому устройство рта у различных рыб не одинаково.
У хищных рыб, как правило, большая пасть и длинные, острые, часто загнутые назад зубы. Зубы помогают хватать и удерживать добычу. У корюшки, мягкокоста зубы есть даже на языке, а у щуки на небе, причем небные зубы щуки могут прижиматься назад, чтобы легче было проглатывать добычу.
У большинства хищных рыб зубы периодически заменяются новыми. Рыбы меняют их по мере изнашивания, и смена зубов у каждой отдельной рыбы происходит в разное время. Поэтому распространенное среди рыболовов мнение, будто щуки не берут приманку из-за смены зубов в какое-то определенное время года, не обосновано.
Хищники, которые, помимо рыб, поедают и моллюсков, имеют два типа зубов. Например, у промысловой рыбы Баренцева и Белого морей зубатки передние зубы конические и служат для схватывания добычи, а боковые и задние плоские — для раздавливания раковин моллюсков, иглокожих, морских звезд. Специальные зубы для раскусывания раковин и кораллов есть у тетрадонтов, спинорогов, кузовков. У них зубы образуют подобие клюва с острыми режущими краями. Скаты расправляются с моллюсками плоскими, как пластины, зубами. А у карповых рыб — сазана, жереха и других — зубов во рту вовсе нет. Зубы у них расположены в глотке. Вместе с плотным рогообразным жерновком они измельчают и перетирают пищу.
Глоточные зубы очень разнообразны. Они бывают плоскими, коническими, с крючками и углублениями и располагаются в один или несколько рядов.
У дальневосточной рыбы белого амура зубы хорошо приспособлены для стрижки на мелкие кусочки водных растений.
Подуст, закавказская и туркменская храмуля, некоторые среднеазиатские маринки объедают водоросли с камней и других подводных предметов. Поэтому рот у них похож на щель, а нижняя губа твердая с острым краем, словно скребок.
Ловить насекомых удобнее, если рот обращен кверху. Такой именно рот у насекомоядных рыб — уклеи, чехони.
Также кверху обращен рот у бразильской рыбы анастомуса обыкновенного. Обычная поза этой рыбки — головой вниз. В таком же положении она и плавает. Только испугавшись, рыба принимает горизонтальное положение и стремительно бросается в сторону. Верхнее строение рта при таком положении рыбы помогает ей соскабливать водоросли с вертикально растущих водных растений. Если же анастомусу надо взять пищу со дна, то ему приходится поворачиваться на спину.
Лещ, мормирусы ищут корм в илистом грунте. Чтобы удобнее было добывать из ила личинок и червей, у леща губы растягиваются гармошкой, а у мормирусов вытянуты в хоботок, не зря их называют слониками или криворылами.
Петушок, или бойцовая рыбка (Betta splendens)
Пища ряпушки, муксуна, каспийского пузанка — планктон. Поэтому они имеют специальные цедильные приспособления. На верхней стороне жаберных дужек у них расположено много мягких, нежных тычинок, которые отцеживают из воды мельчайшие организмы. Настоящим ситом, в виде перегородки, снабжены жабры белого амурского толстолобика, питающегося растительным планктоном.
Жвачными называют тропических рыб — попугаев. У них по обеим сторонам глотки имеются карманы, в которых хранятся куски крабов, губки, морского ежа. На досуге рыбы переводят пищу из карманов в глотку и пережевывают большие куски в мелкую кашицу.
Носач и полурыл обладают длинным и тонким рылом и могут доставать червяков и улиток из самых узких расщелин.
Близкие родственники осетров лопатоносы, обитающие в Аму-Дарье, Сыр-Дарье и в реках Северной Америки, пользуются своим плоским рылом, как лопатой, переворачивая различные донные предметы и собирая проживающих под ними червячков и личинок.
Есть рыбы-паразиты. У морской миноги ротовое отверстие представляет собой своеобразную воронку, на дне которой находится язык. Этой воронкой минога присасывается к какой-нибудь рыбе и языком пробуравливает ее кожу. Затем, действуя языком, как поршнем, высасывает у своей жертвы соки.
В некоторых озерах Северной Америки плотоядные миноги губят много рыбы, и потому с ними ведется планомерная борьба.
Встречаются паразиты и среди морских угрей. Острыми режущими зубами они вгрызаются в полость тела крупных рыб и поедают их внутренности.
Совершенно не могут самостоятельно питаться самцы глубоководных удильщиков. Ротовым отверстием они накрепко срастаются с самками и питаются ее соками. Бывает, что самка удильщика носит на себе несколько таких нахлебников.
Иногда может показаться, что то или иное устройство рта, и глотки у рыб не всегда оправдано. Взять, к примеру, верхогляда — крупную хищную рыбу Амура. У нее рот обращен кверху. Зачем? Ведь таким ртом неудобно ловить рыбу. Оказывается, в раннем возрасте верхогляд питается планктоном, плавающим у поверхности воды, и тут «верхний рот» приходится как раз кстати.
Казалось бы, зачем хищнику-белуге «нижний рот»? Но если мы вспомним, что в первые годы своей жизни она питается донными беспозвоночными, то поймем, удобнее всего ловить ртом, расположенным снизу.
У некоторых рыб с изменением возраста, а также в зависимости от времен года меняется устройство органов питания. Например, гигантская акула летом питается планктоном и жабры у нее снабжены частыми длинными тычинками. Зимой, когда планктона мало, она переходит на питание донными беспозвоночными — и ненужные тычинки на жабрах у нее исчезают.
Молодой судачок питается низшими ракообразными, поэтому на жабрах у него тоже есть тычинки. Но когда в старшем возрасте судак переходит на «рыбный стол», эти тычинки заменяются шипами, которые помогают ему удерживать добычу.
Живую добычу нужно поймать. А это не так-то просто, поэтому способы охоты у хищников разнообразны. В водоемах, заросших водными растениями, щука, например, охотится из засады. Притаившись где-нибудь среди листьев кувшинок, между хвощей или в камыше, она стоит, еле пошевеливая плавниками; но вот мимо проплывает рыбешка — бросок! — и рыбешка уже трепещется в зубах хищницы.
В быстрых речках с холодной прозрачной водой и каменистым дном живет форель-пеструшка — красивая рыбка, вся в красных крапинках. Эта осторожная и бойкая рыбка в большом почете у рыболовов. В летнее время главная пища пеструшки — воздушные насекомые. За ними она охотится тоже из засады. Спрятавшись за камень или корягу, форель внимательно наблюдает за поверхностью воды. Стоит мухе или поденке упасть на воду или пролететь близко от поверхности воды, как форель стремглав вылетает из укрытия и, схватив насекомое, тотчас же возвращается на место.