Части Австралии нет и

Австралия

Эта область включает три северных полуострова Австралии — Кейп-Йорк, Арнхемленд и Кимберли (Тасманленд), а также прилегающие к ним с юга части материка. Южная граница области проходит примерно между параллелями 18 и 20° с. ш. Орографических рубежей в этой части Австралии нет и переход к более южным областям происходит путем постепенного изменения климата, а вместе с тем и всего облика ландшафтов.

Береговая линия Северной Австралии сильно расчленена. В побережье врезаются заливы Карпентария, Ван-Димен, Жозеф-Бонапарт, Кинг и др. Все они лежат в пределах материковой отмели и изобилуют крупными и мелкими островами, а в некоторых местах — коралловыми постройками.

В рельефе области преобладают плато и низменности, небольшую территорию занимают невысокие горы. Почти вся область расположена в пределах платформы и только на крайнем востоке включает сильно сниженную северную окраину палеозойских горных сооружений.

В северо-западной части области поднимается плато Кимберли высотой 600—700 м, сложенное с поверхности известняками и сланцами, а также третичными базальтами, под которыми скрыто кристаллическое основание платформы. Плато рассечено глубокими долинами рек Фицрой, Орд и др. В аллювии этих рек содержатся месторождения золота.

Восточнее, в пределах полуострова Арнхемленд, поверхность понижается до 300 м и слагается отложениями меловой и третичной трансгрессией. Постепенно понижаясь, местность переходит в прибрежную низменность залива Карпентария.

Восточную часть полуострова Кейп-Йорк занимают северные отроги Восточно-Австралийских гор высотой 200—500 м. Они сложены гранитами и сланцами, содержащими запасы оловянных и серебро-свинцовых руд. Западные склоны гор полого понижаются к приморской низменности, восточные — круто обрываются к Коралловому морю, образуя сильно расчлененное риасовое побережье. У самого берега проходит полоса коралловых сооружений— начало Большого Барьерного рифа.

Главной чертой климата области является сезонное распределение осадков. Обильные осадки (до 4/5 годового количества) выпадают летом южного полушария в связи с действием северо-западного экваториального муссона. В зимнее время дует юго-восточный пассат и осадки почти совершенно не выпадают. Только на склонах гор на востоке пассаты, дующие с моря, дают значительное количество зимних дождей. На северо-востоке полуострова Кейп-Йорк годовые суммы осадков достигают максимума для Австралии — около 5000 мм. В остальных частях области выпадает в среднем 1000—1500 мм осадков. Количество осадков заметно снижается на юге, в том же направлении сокращается продолжительность влажного периода.

Температуры области высоки, максимума они обычно достигают в ноябре, к началу влажного сезона. В этом месяце в некоторых районах средние температуры превышают 30°. Ниже 20° средние темпер атуры не опускаются ни в одном месяце года, а в некоторых местах даже в июле они составляют 25°.

К более южным

Северная Австралия пересекается многими реками, текущими на север или на северо-запад. Наиболее крупные из них — Фицрой, Виктория, Флиндерс и Митчелл ¦— достигают в длину 600—800 км и имеют постоянные водотоки. Но они неглубоки, особенно во время сухого периода, а некоторые из них на отдельных участках даже пересыхают. Летний максимум на. реках выражен очень резко, многие водотоки выходят из берегов, причем особенно сильно затопляются долины их в пределах низменности залива Карпентария. Реки области судоходны только в самых низовьях.

Почвенный и растительный покров зависит от годового количества осадков и продолжительности дождливого периода. Вдоль побережий тянутся полосы мангровых зарослей, состоящие из пальмы нипа, ризофор и других растений, приспособленных к перенесению постоянного воздействия морских приливов. Они особенно пышны на берегах залива Карпентария.

В некоторых районах побережья, особенно на востоке, можно встретить участки влажного тропического леса, достигающего не меньшей пышности и разнообразия, чем влажные леса островов Юго-Восточной Азии. Высокие пальмы, фикусы и лавровые сочетаются в этих лесах с характерными для австралийских лесов эвкалиптами, для нижних ярусов типичны бамбуки, древовидные папоротники, а вблизи побережий широко распространены панданусы с их своеобразной кроной и мощными воздушными корнями. Обильны также лианы и различные эпифиты.

По долинам рек влажные тропические леса проникают далеко в глубь территории, а в более сухих местах они сменяются зарослями высокоствольного хвойного дамары (Agathis) или светлыми лесами из эвкалиптов.

Господствующий тип растительности области — саванна с ее характерными сменами аспектов по сезонам. В саванне среди зарослей высоких трав, во влажный период покрывающихся яркими душистыми цветами, поднимаются эвкалипты, и не менее типичные для Австралии акации и казуарины с безлистными ветвями. Латеритные почвы влажных тропических лесов сменяются в саваннах красно-бурыми почвами, а вдоль речных долин — аллювиальными.

В животном мире области сочетаются представители саванн и лесов, поэтому он особенно богат. Для саваннового ландшафта типичен страус-эму. Встречаются кенгуру, обычны вомбаты. В наиболее сухих местах живет ехидна. В изобилии распространены высокие причудливые сооружения термитов, в некоторых районах они составляют важную черту ландшафта. В лесах еще водится коала, изобилуют лирохвосты и попугаи, в реках много крокодилов.

Природные богатства области очень велики. Ее климатические условия можно считать наилучшими в Австралии для тропического земледелия, в недрах имеются большие запасы полезных ископаемых, почти еще не исследованных. Богатая травянистая растительность дает неисчерпаемые запасы кормов. В то же время — это одна из наименее исследованных и обжитых областей материка. Население там очень редкое, обширные территории безлюдны. Только восточные районы по долинам крупных рек населены несколько гуще и больше освоены. В некоторых районах туземцы до сих пор ведут первобытный образ жизни. На побережье полуострова Кейп-Йорк население занимается добычей соли и жемчуга.