Чудо, имя которому Индия часть 2
2-й ведущий. У замужней женщины почти не было возможности проявлять собственную инициативу. Её первейшая обязанность состояла в том, чтобы прислуживать мужу, приносить и уносить то, что он пожелает, растирать ему ноги, если он устал, вставать утром раньше, чем он, есть и ложиться спать после него. Но, вообще говоря, положение замужней женщины было довольно почётным:
«Жена половина мужа, наилучший его друг, жена – основа трёх ценностей (закона, пользы и любви), она друг тому, кому предстоит умереть.
Мужья, снедаемые сердечными муками или изнурённые болезнями, испытывают удовольствие среди своих жён, подобно тому как страдающие от жары находят его в водоёме.
Жены – это вечное, неизменное, святое поле собственного рождения (супруга)» («Махабхарата»).
1-й ведущий. Если говорить в целом о положении женщины, то согласно большинству авторитетных источников, она считается существом низшим перед законом. Во все времена женщины могли посвятить свою жизнь религии, хотя, разумеется, не имели права исполнять жреческие обязанности. И всё же обычно участие женщин в религиозной жизни и увлечение аскетизмом не поощрялись. Уделом женщины считалось исполнение обязанностей супруги и матери. Тем не менее, женщины из высших слоёв общества были, как правило, довольно образованными, во всяком случае сохранились отрывки поэтических и драматических произведений, принадлежащих перу женщины.
2-й ведущий. Начиная с эпохи средневековья занятие музыкой и танцами считалось предосудительным для благовоспитанной девицы, поскольку оно больше пристало женщинам из низших каст и куртизанкам, но в более раннюю эпоху на это смотрели иначе и дочери состоятельных людей обучались пению и танцам, а также другим искусствам, знание которых приличествовало образованной женщине, например, живописи или изготовлению цветочных гирлянд.
1-й ведущий. Яркие свидетельства почётной и высокой роли женщины встречаются ничуть не реже, чем призывы к покорности и послушанию. Во всех источниках утверждается, что с женщиной следует обращаться нежно, хорошо её содержать, заботиться о ней, украшать её драгоценностями и окружать роскошью в доступных для мужа и разумных пределах. Не следует обращаться с ней слишком грубо, потому что боги не примут жертвы от того, кто бьёт жену. Следовательно, отношение древних индийцев к женщине было весьма двойственным. Она была одновременно и богиней, и рабыней, и святой, и блудницей.
2-й ведущий. Но не дай бог индийской женщине оказаться в положении вдовы! Как правило, вдова не могла выйти замуж вторично. В тех семействах, где придерживались буквы закона, участь вдовы была тяжёлой. Она обязана была вести во всех отношениях аскетическую жизнь, спать на земле, питаться только один раз в день грубой пищей, не употребляя мёда, мяса, вина и соли, не имела права носить украшения и яркую одежду, а также пользоваться косметикой. В средние века вдове надлежало даже обривать голову. Такую жизнь она обязана была влачить до конца своих дней, в надежде на повторную встречу с мужем в «следующем рождении».
1-й ведущий. Кроме того, присутствие вдовы было неблагоприятным знаком для всех, кроме её детей. Где бы она ни появлялась, она на всех нагоняла уныние. Ей не разрешалось посещать семейные празднества, игравшие важную роль в жизни индуса, потому что она могла навлечь несчастье на присутствующих. Она продолжала считаться членом семьи мужа и не имела права вернуться к родителям. Родители и родственники мужа постоянно следили за ней, чтобы она не нарушала обетов и не нанесла непоправимый ущерб духу покойного. Даже слуги избегали её как несчастливого знамения, и вдова часто влачила поистине жалкое существование.
2-й ведущий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что женщины часто всходили на погребальный костёр своего мужа. Этому обычаю, сурово осуждавшемуся европейскими путешественниками, был положен конец лишь в прошлом веке. Слово «сати» означает «добродетельная женщина»; в ранний период британского правления европейские чиновники и миссионеры ошибочно применяли его для обозначения акта самосожжения.
1-й ведущий. Понятно, что каждая женщина стремилась умереть раньше мужа. В Индии даже существует праздник, отмечаемый замужними женщинами, который называется Ват-Савитри. В этот день замужние женщины просят богов продлить жизнь их мужьям. Его двойное название связано, во-первых, с баньяном (ватом), который в Индии является символом вечности, а во-вторых, с именем Савитри, которая вымолила у богов жизнь для умершего мужа, вырвав его из царства бога смерти Ямы.
2-й ведущий. А каково же положение женщины в современной Индии? Детские браки, конечно, уже не имеют такого широкого распространения, как раньше. По-прежнему считается позором, если женщина не замужем и не может иметь ребёнка. Акт самосожжения вдов запрещён, но к таким женщинам и в настоящее время относятся недоброжелательно. Супружеская жизнь протекает весьма своеобразно. Недовольный поведением жены или её бесплодием, муж вполне может её обменять или продать! Проходит это на живописных ярмарках в штате Мадхья-Прадеш, расположенном в центре страны. Брошенных женщин здесь осматривают, как домашний скот, за них оживлённо торгуются.
1-й ведущий. Мария Арбатова, написавшая книгу «Дегустация Индии», говорит о том, что в этой стране люди живут совершенно в разных временах, где-то – двадцать второй век, где-то – шестнадцатый. Женщины в либеральном слое в Дели ничем не отличаются от европеек, разве что ходят в сари, а женщины в деревнях – это бесправные вьючные животные. Образованные индианки из состоятельных семей – такие же лёгкие и стремительные в налаживании отношений, как и русские. В этой среде нет забитых женщин. Более того, западная женщина всегда относится с завистью к элегантности и нарядности индианки, к её манере изящно кокетничать.
2-й ведущий. Подходит к концу наш разговор о женщинах Индии. Как видите, с одной стороны, им отводится большая роль в культуре страны. С другой стороны, индианка – совершенно бесправное существо, за которую несут ответственность отец, муж, дети. Лишь состоятельные женщины могут позволить себе некоторую свободу. Не зря говорят про Индию, что Индия – страна контрастов. Несмотря на то, что Индия довольно консервативная страна, веяния времени видны и в ней. Индира Ганди была премьер-министром полуторамиллиардной страны, одним из самых уважаемых политиков мира; её дочь – Приянка возглавила партию после убийства матери и брата Раджива. Индийские красавицы участвуют в конкурсах красоты: ослепительная Айшварья Рай стала Мисс Вселенная 2004 года.
Путешествие по индийским джунглям
Видеоэкскурсия для детей среднего
школьного возраста
Ведущий. Дорогие ребята! Все вы смотрели мультфильм «Маугли». Он снят по произведению Джозефа Редьярда Киплинга – англичанина, долгое время жившего в Индии, влюблённого в эту страну и много написавшего о ней. Сегодня, благодаря этому мультфильму, у вас будет возможность совершить интереснейшее путешествие по индийским джунглям. А помогут вам в этом проводники и сам автор – Редьярд Киплинг.
На проводниках могут быть надеты национальные костюмы индийцев.
1-й проводник. Индия расположена на юге Азии и занимает территорию полуострова Индостан. От остальной Азии её отделяют самые высокие в мире горы – Гималаи. Берега полуострова омываются тёплыми водами Индийского океана. (Можно показать на карте географическое положение Индии). А теперь, ребята, давайте вспомним, как называется место, где жил Маугли. (ответы детей) Ну, конечно же, это джунгли. Джунглями называют влажный тропический лес. В мультфильме действие происходит на территории индийских джунглей. Давайте посмотрим отрывок.
Демонстрируется вступительная часть «Маугли» к первой серии. На фоне отрывка звучат слова проводника:
2-й проводник. При словах «джунгли» невольно представляешь непроходимый, дремучий лес со столь густым подлеском, что без топорика в нём тропку не проложить. На самом деле таким лес бывает лишь по берегам рек. Как только проникаешь сквозь этот плотный зелёный занавес в глубь леса, картина резко меняется. Кругом сумерки, тепло, влажно, ни малейшего дуновения ветра, ни звука. Нигде на земле больше нет такого множества видов животных и растений, как в тропическом лесу! И нигде между разными их видами не установились такие тесные взаимоотношения, что они уже не могут выжить по отдельности. Ведь не зря же на протяжении всего мультфильма повторяются слова: «Мы с тобой одной крови, ты и я!».
1-й проводник. Все вы, конечно, помните самого злого, беспощадного, эгоистичного и, вместе с тем, трусливого героя. Это – тигр Шер-Хан. (Демонстрируется отрывок из мультфильма). Но, на самом деле, именно тигра, несомненно, можно назвать властелином джунглей. Среди всех кошачьих – это наиболее могучий, ловкий и свирепый хищник. Тигр – самая большая и грозная кошка. Ни один из хищных млекопитающих не соединяет в себе такую привлекательную красоту с такой страшной свирепостью, как тигр. Тигр стал ныне редчайшей из кошек, занесённой в Красную книгу.
2-й проводник. В джунглях тигра сопровождает много расхитителей, охочих до его добычи. Часто возникает ситуация, когда сон берёт верх над объевшимся, разомлевшим царём джунглей и он, проснувшись и собираясь вновь подкрепиться, с неудовольствием убеждается, что ему ничего не оставили другие более мелкие хищники, и в первую очередь традиционные спутники тигра – шакалы. А вы помните, как звали шакала в мультфильме? (ответы детей) Это – Табаки.
Демонстрируется отрывок из мультфильма. На фоне отрывка звучат слова автора:
Автор. «…волки Индии презирают Табаки за то, что он рыщет повсюду, сеет раздоры, разносит сплетни и не брезгает тряпками и обрывками кожи, роясь в деревенских мусорных кучах. И всё-таки они боятся Табаки, потому что он чаще других зверей в джунглях болеет бешенством и тогда мечется по лесу и кусает всех, кто только попадётся ему навстречу. Даже тигр бежит и прячется, когда бесится маленький Табаки, ибо ничего хуже бешенства не может приключиться с диким зверем».
1-й проводник. Волк – ещё один обитатель джунглей. Ему отводится важное место в мультфильме. Ведь Маугли вырастила семья волков. Он воспитывался вместе с волчатами. Существовал Совет волчьей Стаи, у которой был свой вожак. Вы, помните, ребята, как его звали? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, где Мать Волчица заступалется за мальчика. (Демонстрируется отрывок из мультфильма)
2-й проводник. Волк – осторожный и умный зверь. Спят волки под открытым небом. Нору – логово – они устраивают только для выведения потомства. Волчата появляются на свет слепыми и глухими. Сначала мать-волчица выкармливает их своим молоком. Когда волчата подрастут, родители приносят им мясо в своём желудке и, отрыгивая его, кормят малышей. Охотничьим навыкам волчат обучает волк-отец. Молодые волки живут с родителями два года, поэтому весной около родителей ползают щенки и бегают годовалые молодые волки, которые тоже заботятся о младших братьях: приносят им еду, а когда подрастут, играют с ними и берут на прогулки. Волки строго соблюдают границы своей территории и никогда не охотятся на территории чужой стаи, которую они отличают по запаху.
1-й проводник. Нельзя не вспомнить про пантеру Багиру, ещё одного замечательного представителя кошек.
Демонстрируется отрывок из «Маугли» и на фоне отрывка звучат слова автора:
Автор. «Чёрная тень легла посреди круга. Это была Багира, чёрная пантера, чёрная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету, точно лёгкий узор на муаре. Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперёк дороги, ибо она была хитра, как Табаки, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у неё был сладок, как дикий мёд, капающий с дерева, а шкура мягче пуха».
1-й проводник. Так описывает пантеру Редьярд Киплинг, а вообще про неё мало что известно, потому что пантера является самым малоизученным хищником семейства кошачьих.
2-й проводник. Известно, что в Индии много обезьян. В основном это лангуры и макаки. Они свободно бегают везде. Их считают священными, т. к. они являются потомками бога обезьян Хонумана. У обезьян характер отнюдь не миролюбивый. Если они заметят у вас банан или хотя бы корочки от апельсина или мандарина, то сразу соберутся вокруг, выпрашивая лакомство. От них не удастся отделаться, отдав им заветный банан. Небольшая стайка потомков Хонумана будет преследовать вас, выпрашивая ещё и ещё, причём в первых рядах будут самки с детёнышами. В этом случае спастись можно только бегством.
1-й проводник. В джунглях обезьяны оказывают добрую услугу деревьям, т. к. поедают вредных насекомых и мелких животных. Для обезьяны умение лазать по деревьям жизненно необходимо, потому что высоко от земли её не смогут достать тигры и пантеры – главные её враги. Обезьяны могут передвигаться по деревьям на длительные расстояния, не касаясь земли. Медведь Балу говорил Маугли про обезьян:
Автор. «У них нет Закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают, и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Их обычаи – не наши обычаи. Они живут без вожака. Они ни о чём не помнят. Они болтают и хвастают, будто они великий народ и задумали великие дела в джунглях, но вот упадёт орех, и они уже смеются и всё позабыли. Никто в джунглях не водится с ними. Мы не пьём там, где пьют обезьяны, не ходим туда, куда ходят обезьяны, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где они умирают».
1-й проводник. Вспомните, как звали этих обезьян? (ответы детей) Это – Бандар-Логи.
Демонстрируется отрывок из мультфильма. На фоне отрывка звучат слова автора:
Автор. «…бег обезьян по верхушкам деревьев – это нечто такое, чего нельзя описать. У них есть там свои дороги и перекрёстки, свои подъёмы и спуски, пролегающие в пятидесяти, семидесяти, а то и в ста футах над землёй, и по этим дорогам они путешествуют даже ночью, если надо. …Как ни кружилась у Маугли голова, он всё же наслаждался бешеной скачкой, хотя мелькавшая далеко внизу земля пугала его и сердце замирало от каждого страшного рывка и толчка при перелёте над провалом с одного дерева на другое. …Так, скачками и прыжками, с треском и уханьем, всё обезьянье племя мчалось по древесным дорогам вместе со своим пленником Маугли».
2-й проводник. А теперь, ребята, вспомните, кого боялись Бандар-Логи? (ответы детей). Конечно, это – питон Каа.
Автор. «Не одно поколение обезьян воспитывалось в страхе и вело себя примерно, наслушавшись от старших рассказов про Каа, ночного вора, который умел проскользнуть среди ветвей так же бесшумно, как растёт мох, и утащить самую сильную обезьяну; про старого Каа, который умел прикидываться сухим суком или гнилым пнём, так что самые мудрые ничего не подозревали до тех пор, пока этот сук не хватал их. Обезьяны боялись Каа больше всего на свете, ибо ни одна не смела взглянуть ему в глаза и ни одна не вышла живой из его объятий».