Физическая география часть 10
— групповая (деревенская) форма расселения преобладает в России, зарубежной Европе, Китае, Японии, в подавляющем большинстве развивающихся стран;
— рассеянная (фермерская) форма расселения наиболее распространена в США, Канаде, Австралии.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
Характерные черты НТР:
1) универсальность, всеохватность. Преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру;
2) ускоренные научно-технические преобразования. Выражаются в сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство и в постоянном обновлении продукции;
3) изменение роли человека в процессе производства. Во всех сферах деятельности увеличилась доля умственного труда;
4) НТР возникла как военно-техническая революция в годы второй мировой войны.
Составные части НТР.
1. Наука. Производство становится все более наукоемким. Наукоемкостъ измеряется уровнем затрат на научные исследования в общих затратах на производство продукции. Различия в затратах на науку между экономически развитыми странами (составляют 2—3% внутреннего валового продукта (ВВП) и развивающимися странами (составляют доли процента ВВП) очень существенны.
2. Техника и технология. Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель — повышение эффективности производства, производительности труда. Развитие техники и технологии имеют два пути: а) эволюционный, который характеризуется дальнейшим совершенствованием уже известной техники и технологии; б) революционный, который характеризуется переходом к принципиально новой технике и технологии (электронная техника, биотехнология).
3. Производство. Эта составная часть НТР развивается по 6 направлениям: 1) электронизация; 2) комплексная автоматизация; 3) перестройка энергетического хоз-ва; 4) производство принципиально новых материалов; б) ускоренное развитие биотехнологии; 6) управление.
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Разработкой этих требований занимается кибернетика — наука об управлении и информации. Информационная техника — одна из важнейших наукоемких отраслей производства.
Мировое хозяйство (мир. хоз-во) — исторически сложившаяся совокупность национальных хоз-в
Всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.
Географическая модель мир. хоз-ва — динамическая структура, которая постоянно усложняется:
— до конца XIX в. преобладал один центр мир. хоз-ва — Европа;
— в период между двумя мировыми войнами возникли СССР, Япония;
— после второй мировой войны началось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, Канада, Австралия, Бразилия;
— в последние два десятилетия на мировую арену вышли Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур.
Таким образом, в наше время географическая модель мир. хоз-ва приобрела полицентрический (многоцентровой) характер.
Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве отдельных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Специализация отдельных стран выражается в формировании отраслей международной специализации, т. е. таких отраслей, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и определяют значение страны в международном разделении труда (Япония — автомобильная пр-ть, Канада — зерновое хоз-во, Саудовская Аравия — нефтяная пр-ть).
Международная экономическая интеграция — объективный процесс развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики. К числу наиболее важных экономических группировок относятся Европейский Союз (ЕС) в Европе; зона свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику, в Северной Америке; Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) и Ассоциация гос-в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В системе мир. хоз-ва существуют отраслевые экономические группировки, самая важная — Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 13 гос-в: Алжир, Венесуэлу, Габон, Индонезию, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливию, Нигерию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Эквадор,
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
География промышленности
В зависимости от времени возникновения все отрасли пр-ти подразделяются на 3 группы:
1 группа — старые отрасли: каменноугольная, железорудная, металлургическая, судостроение, паровозостроение, текстильная. В настоящее время эти отрасли развиваются замедленными темпами;
2 группа — новые отрасли: автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс, хим. волокна. Развиваются более быстрыми темпами. Характерны для развитых стран, но получили распространение и в развивающихся;
3 группа — новейшие отрасли: микроэлектроника, роботостроение, атомное и аэрокосмическое производство, микробиологическая пр-ть. Развиваются наиболее быстрыми и устойчивыми темпами и представлены главным образом в развитых странах Запада,
Топливно-энергетическая пр-ть (ТЭП) за последние два столетия прошла в своем развитии несколько этапов:
— угольный (XIX — первая половина XX в.), когда в структуре топливно-энергетического баланса преобладало угольное топливо;
— нефтегазовый за счет явных преимуществ иефти и газа, как более экономичных энергоносителей;
— переходный (80-е гг.), который может продлиться десятилетия. За это время должен произойти постепенный переход от использования минерального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам.
Нефтяная пр-ть (НП) характеризуется особенностью географии, заключающейся в том, что более 4/6 запасов и около ‘/з добычи нефти приходится на развивающиеся страны. Большая часть нефти, производимая в развивающихся странах, в первую очередь на Ближнем Востоке, вывозится в США, Западную Европу и Японию. Основные грузопотоки нефти начинаются в р-не Персидского залива. До начала 60-х гг. нефть была дешевой для стран Запада, т. к. монополии платили странам-экспортерам ничтожную часть ее цены. Однако в 1960 г. была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), члены которой постепенно взяли добычу нефти и контроль за уровнем цен в свои руки; произошло резкое повышение цен на нефть на мировом рынке. В ОПЕК вошли Алжир, Эквадор, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Венесуэла, ОАЭ. В середине 80-х гг. доля стран ОПЕК в совокупной мировой добыче не<фти заметно упала.
Газовая пр-ть. Крупнейшие производители газа — развитые страны (Россия, США, Канада, Нидерланды). В последнее время добыча газа стала расти и в ряде развивающихся стран, откуда он вывозится в сжиженном состоянии в Европу и Японию. Главные экспортеры — Алжир, Индонезия, Малайзия, ОАЭ. Объем мировой добычи газа — 2,1 трлн м3; 85% добываемого газа потребляется странами-производителями.
Угольная пр-ть. Основные угледобывающие страны — КНР, США, Россия, Польша, ФРГ, Австралия, ЮАР и др. На КНР, США, Россию приходится более ‘/г всей мировой добычи угля (5 млрд т). В отличие от нефтяной пр-ти среди главных угледобывающих стран преобладают развитые страны. На мировой рынок поступает ‘/ю добываемого угля.
Электроэнергетика. Выработка электроэнергии — 12 трлн кВт/ч. Больше всего ее производят (в кВт/ч): США — 3,2 трлн, Россия — 900 млрд, Япония — 800 млрд, ФРГ — 560 млрд, Канада — 530 млрд.
Структура производства электроэнергии: ТЭС дают 63% всей выработки, ГЭС — 20%, АЭС — 17%. В разных регионах и странах структура выработки может сильно различаться: в Польше, ЮАР производство электроэнергии сосредоточено на ТЭС, в Норвегии — на ГЭС, во Франции 76% всей выработки дают АЭС.
После катастрофы на Чернобыльской АЭС многие страны пересмотрели программы развития атомной энергетики и либо совсем отказались от сооружения АЭС (Италия, Швеция, Австрия, Польша и др.), либо сократили планы их строительства. Исключение составляют Франция, Япония, Республика Корея, которые продолжают наращивать мощности атомной энергетики.
Горнодобывающая пр-ть. До середины 70-х гг. основными поставщиками минерального сырья для стран Запада были развивающиеся страны. После возникновения энергетического и топливного кризиса страны Запада стали ориентироваться иа экономию сырья и собственные минеральные ресурсы. Вследствие этого Канада, Австралия и ЮАР приобрели статус крупнейших горнодобывающих держав. Однако роль Индии, Малайзии, Индонезии, Саудовской Аравии, Заира, Замбии, Марокко, Бразилии, Чили, Венесуэлы остается очень большой. К числу производителей и экспортеров минерального сырья принадлежат Россия, Украина, Казахстан.
Черная металлургия (ЧМ). Производство стали составляет около 80Ю млн т в год. Отличительная особенность развития ЧМ — в развитых странах Запада производство и потребление стали уменьшается. Причины: сокращение металлоемкости продукции, металлы вытесняются пластмассами, часть ЧМ, как недостаточно «чистого» производства, переместилась в страны третьего мира. Железная руда добывается в 50 странах, но мировыми производителями являются Россия, Китай, Бразилия, Австралия. Все они (исключение — Китай) — крупные экспортеры железной руды на мировой рынок. Среди стран-производителей преобладают развитые страны, но есть и развивающиеся (Бразилия, Китай). В странах Азии, Африки, Латинской Америки ЧМ растет значительно быстрее, чем в Европе, Америке и Японии.
Цветная металлургия производит около 40 млн т различных металлов в год (по размерам уступает ЧМ в 20 раз). Металлургия меди возникла в Чили, Заире, Замбии и Перу, а металлургия олова — в Малайзии, Индонезии, Боливии. Это связано с тем, что руды меди, олова имеют очень низкое содержание металла и перевозить их на дальние расстояния невыгодно. Производство свинца включает добычу руды (Россия, Австралия, США, Канада, Перу, Мексика) и его производство (только развитые страны — США, Россия, страны Западной Европы). Алюминиевое сырье (бокситы) имеет высокое содержание глинозема и вполне транспортабельно, поэтому производство алюминия сосредоточено в США, Японии, России, Канаде, ФРГ. В этих странах производство ведется в р – нах крупных ГЭС или в узлах мощных ТЭС, т. к. оно энергоемкое.
Машиностроение занимает 1-е место среди всех отраслей мировой пр-ти по числу занятых и по стоимости продукции. Примерно 9/ювсей машиностроительной продукции производят развитые страны, Ум — развивающиеся. Однако в последнее время в
Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике, новых индустриальных странах Азии машиностроение достигло высокого уровня. Основные машиностроительные регионы: Северная Америка, зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, страны Содружества Независимых Государств (СНГ).
Химическая пр-ть (хим. пр-ть) наряду с машиностроением является самой динамичной отраслью современной индустрии. Главные регионы хим. пр-ти: США, зарубежная Европа, Япония, страны СНГ. Выпуск сложной наукоемкой хим. продукции верхних этажей экономики концентрируется в США, Западной Европе, Японии. Производство хим. пр-ти быстро растет в развивающихся странах, богатых ресурсами нефти и газа (Саудовская Аравия, Мексика, Венесуэла).
Лесная и деревообрабатывающая пр-ть. В пределах северного лесного пояса заготавливается древесина хвойных пород, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады является отраслью международной специализации. Канада занимает 1-е место по экспорту лесной продукции.
В пределах южного лесного пояса, где заготавливается лиственная древесина, наибольшее значение имеют Бразилия, Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия. Заготавливаемая здесь древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу.
Легкая пр-ть. Ведущая отрасль — текстильная пр-ть, главными регионами которой являются Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. По производству хлопчатобумажных тканей лидируют Китай, Индия, Россия, США, Япония. По производству тканей из хим. волокна — США, Индия, Япония, Республика Корея, Тайвань. В последнее время выпуск тканей в развитых странах сокращается, а в развивающихся — текстильная пр-ть интенсивно развивается за счет ориентации прежде всего на дешевую рабочую силу.
Пр-ть и окружающая среда. Рост пр-ти обостряет многие проблемы природопользования. Это относится прежде всего к «грязным» производствам: горнодобывающая пр-ть, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая пр-ть и др. Разрабатываемые новые технологии производства имеют природоохранный характер и способствуют решению возникающих проблем. Огромное значение имеет учет экологического фактора при размещении отраслей и отдельных предприятий.
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
Сел. хоз-во — вторая ведущая отрасль материального производства. В нем занято около 1,1 млрд человек. Выделяют около 50 различных типов сел. хоз – ва, которые объединяют в 2 группы: товарное и малотоварное (потребительское).
Товарное сел. хоз-во включает как интенсивное земледелие и животноводство, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство.
Потребительское сел. хоз-во включает более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое скотоводство, а также собирательство, охоту и рыболовство.
В развитых странах преобладает высокотоварное, глубокоспециализированное сел. хоз-во. Оно достигло предельно возможного уровня механизации и химизации. Средняя урожайность в этих странах составляет 35—40 ц с га. Агропромышленный комплекс в них приобрел форму агробизнеса, что придает отрасли индустриальный характер.
В развивающихся странах преобладает традиционное малотоварное (потребительское) хоз-во со средней урожайностью зерновых 15—20 ц с га и ниже. Малотоварный сектор представлен мелкими и мельчайшими хоз-вами, выращивающими потребительские культуры; наряду с этим имеется и высокотоварное хоз-во, представленное крупными и хорошо организованными плантациями (плантации бананов в Центральной Америке, кофе — в Бразилии).
Растениеводство. Зерновые культуры занимают в мире ‘/г всей обрабатываемой площади. Мировое производство зерновых достигло 1,9 млрд т с га и продолжает расти. Основные культуры зернового хоз-ва — пшеница, рис, кукуруза (дают 4/в всего валового сбора зерна). Пшеницу выращивают в 70 странах, но преобладающая часть валового сбора приходится на Китай, США, Индию, Россию, Францию. Специализированные р-ны пшеничного хоз-ва сформировались в США, Канаде, Австралии, а также в России, Казахстане, на Украине. Рис — 9/ц мирового сбора приходится на страны Азии – Китай, Индию, Индонезию, Японию, Вьетнам. Кукурузу выращивают не только на зерно, но и на зеленую массу, что расширило зону ее распространения. Основными производителями были и остаются США, Китай, Бразилия. Наибольший экспорт зерна осуществляют США, Канада, Австралия, Франция, Аргентина.
Другие продовольственные культуры: масличные, клубнеплодные, сахароносные, тонизирующие, овощные, плодовые. Среди масличных наибольшее значение имеют соя (США, Бразилия, Китай), подсолнечник (Украина, Россия, Балканские страны), арахис (Индия, страны Западной Африки), олива (страны Средиземноморья). Главные сахароносные культуры — сахарный тростник (Бразилия, Куба, Индия, Китай) и сахарная свекла (Украина, Россия, Франция, ФРГ, США). Тонизирующие — чай (Индия, Китай, Шри-Ланка), кофе (Бразилия, Колумбия, страны Западной Африки), какао (Гана, Бразилия).
Непродовольственные культуры: хлопчатник — объем производства составляет 18 819 млн т, который обеспечивают Китай, США, Индия, Пакистан, Узбекистан, некоторые страны Латинской Америки и Африки; производство натурального каучука на 85% сосредоточено в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд).
Животноводство — ведущая отрасль сел. хоз-ва большинства стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии. Животноводство включает разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, мулов, птицеводство, пчеловодство, шелководство.
Наиболее равномерно размещено разведение крупного рогатого скота, но особенно велико его поголовье в Индии, Бразилии, США, Китае, России, Аргентине. Свиноводство (более 0,8 млрд голов) — источник получения 2/ъ всей мясной продукции,
Первое место по поголовью свиней занимает Китай. Овцеводство (1,2 млрд голов) развивается в степных, полупустынных р-нах, а также в горных областях. Первое место по поголовью занимают Австралия, Аргентина.
Рыболовство распространено почти повсеместно; добыча рыбы и морепродуктов достигла 100 млн т в год. Более ‘/г всех мировых уловов приходится на 6 стран — Японию, Китай, Россию, США, Чили и Перу. В последнее время все большее развитие получает искусственное рыборазведение, или аквакуль – тура. Наиболее характерно рыборазведение для Китая, Японии.
Сельское хозяйство и окружающая среда. В период экстенсивного развития сел. хоз-ва основным путем воздействия на окружающую среду была распашка земель и сведение лесов. В XX в. на первое место вышла химизация этой отрасли. Ежегодно на полях рассеивается 1000 млн т хим. удобрений и 2—3 млн т различных ядохимикатов.
ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА
Мировая транспортная система — совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте занято более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превышает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров.
В мировом пассажирообороте 1-е место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому.
Региональные транспортные системы характерны для Северной Америки, зарубежной Европы, стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии.
Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Автомобильный транспорт включает автомобильный парк и автодороги. Автомобильный парк насчитывает 0,5 млрд машин, из которых 80% сосредоточено в развитых странах Европы. Протяженность дорог достигает 24 млн км. По длине дорог выделяются США, Индия, Россия, Япония. Самый высокий уровень автомобилизации — в США (на 1000 жителей приходится 600 автомобилей), несколько ниже — в Западной Европе (300—400 автомобилей). Железнодорожный (ж/д) — важный вид сухопутного транспорта. Протяженность ж/д сети стабильна и составляет 1,2—1,3 млн км; размещение — крайне неравномерно: ж. д. имеются в 140 странах, но ‘/г их длины приходится на: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. Имеются пространства, где ж/д сеть отсутствует (Афганистан, Непал, островные гос-ва Океании и Карибского моря). Трубопроводный: общая длина нефте – и газопроводов превышает 1,5 млн км. Первое место занимают США, второе — Россия, третье — Канада.
15—782 |
Водный транспорт. Морской транспорт обслуживает около 4/б всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс — несколько миллионов км. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж достигает 420 млн т.
Морские суда плавают под флагами 160 стран, но главную роль играют Либерия, Панама, Япония, Великобритания, Норвегия, США, Россия, Греция. Наличие большого флота у Либерии и Панамы объясняется тем, что под их флагами плавают суда США, Японии, Норвегии, ФРГ, Великобритании. Первое место в перевозках по морю занимают нефть и нефтепродукты. Растут перевозки судами-сухогрузами железной руды, угля, зерна, леса и др.
Общее число морских портов — свыше 2,7 тыс., а портов-гигантов (перегрузка составляет 50 млн т в год) — 30. Они подразделяются на универсальные и специализированные (нефтяные, рудные и др.) порты.
По размерам морских перевозок первое место принадлежит Атлантическому, второе — Тихому, третье — Индийскому океану. На географию морского транспорта большое влияние оказывают международные проливы и каналы, прежде всего Суэцкий и Панамский, а также Ла-Манш, Гибралтарский пролив, Кильский канал и др.
Внутренний водный транспорт. По грузообороту внутренних водных путей выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Китай. Здесь находится большинство судоходных каналов (Береговой канал в США, Великий канал в Китае). Главный р-н озерного судоходства — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по р. Св. Лаврентия.
Воздушный транспорт. Самые крупные «воздушные державы» — США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада.
Транспорт и окружающая среда. Основным загрязнителем атмосферы является автотранспорт (в крупных городах на него приходится 2/з всех выбросов) и ж/д транспорт (загрязнение твердыми частицами). Кроме того, эти виды транспорта создают «шумовое загрязнение». Загрязнителем гидросферы является водный транспорт. Более всего загрязнены нефтью те акватории, где проходят главные морские нефтяные трассы. Меры по защите окружающей среды: уменьшать долю свинца в автобензине, расширять использование электромобилей, водородного, газового топлива, поездов на воздушной подушке.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
«
Новый международный экономический порядок.
На долю стран Запада приходится от 2/з до 3Д всех видов международных связей. В середине 70-х гг. по инициативе развивающихся стран ООН приняла программу Нового международного экономического порядка, цель которого — перестройка международных экономических отношений на справедливой основе.
Формы международных экономических отношений.
Международная торговля. Темпы роста внешнеторгового оборота значительно опережают темпы
роста производства в целом. Изменение товарной структуры мировой торговли заключается в увеличении доли готовых изделий. Географическое распределение мировой торговли отличается крайней неравномерностью: 70% всего ее оборота приходится на развитые страны Запада, в т. ч. 45% — на Западную Европу. Таким образом, первое место в международной торговле принадлежит странам Западной Европы (многие страны Западной Европы и США имеют пассивный торговый баланс, что связано с зависимостью их от импорта топлива и сырья); второе — развивающимся странам; третье — странам, ранее входившим в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ): страны СНГ, Восточной Европы, Куба, Вьетнам и др.
Кредитно-финансовые отношения выражаются в предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главные экспортеры капитала — США, Япония, Великобритания, ФРГ. В последнее время новые центры мирового значения сформировались в Юго-Западной Азии, Сингапуре, Гонконге.
Научно-технические связи выражаются в международном обмене научно-техническими знаниями и в осуществлении научных разработок и проектов в сфере исследования космоса (Интеркосмос), охраны окружающей среды, охраны арктической флоры и фауны и т. д.
Предоставление международных услуг: транспортных, строительных, услуг в области страхования, рекламы, инженерного проектирования, обмена производственным опытом и др.
Международный туризм. Различают автомобильный, воздушный, речной и морской туризм. С ростом туризма растет и индустрия туризма — сеть гостиниц, туристских фирм, предприятий по производству сувениров и т. д. Главным туристским регионом всегда была и остается Европа. В настоящее время все большую роль начинают играть США, многие развивающиеся страны.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Зарубежная Европа
Экономнко-географическое положение, ресурсы, население
Территория, границы, положение. Территория — 5,1 млн км2. Здесь расположены около 40 суверенных гос-в, в большинстве своем сравнительно небольшие по площади. ЭГП определяется: а) соседским положением этих стран по отношению друг к другу — основная предпосылка участия в международной экономической интеграции; б) приморским положением большинства стран, что благоприятствует участию в международной торговле.
Политическая карта. Представлены как республики, так и конституционные монархии (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания). Преобладают унитарные гос-ва (Франция, Великобритания, Норвегия,
Дания), но есть и федеративные (ФРГ, Швейцарская Конфедерация, Бельгия, Австрия).
Природные ресурсы. Состав полезных ископаемых в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона различается. В северной части распространены полезные ископаемые: 1) рудные (Балтийский щит и зона герцинской складчатости); 2) топливные (осадочный чехол платформы и ее краевые прогибы). В южной части преобладают рудные месторождения магматического и осадочного (бокситы) происхождения, но запасы их значительно меньше. Основные месторождения: каменный уголь (Рурский бассейн в ФРГ, Верхнесилезский в Польше), железная руда (Лотарингия во Франции, Кируна в Швеции), бокситы (страны Средиземноморья), руды цветных металлов, калийные соли. Гидроэнергетические ресурсы велики, но приходятся в основном на р-ны Альп, Скандинавских и Динарских гор.
Агроклиматические ресурсы определяются положением региона в умеренном, а на юге — в субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении. Больше всего орошаемых земель в Италии и Испании. Наилучшими предпосылками для ведения лесного хоз-ва обладают Швеция и Финляндия.
Природно рекреационные ресурсы разнообразны — Европа является главным мировым регионом туризма.
Население. Воспроизводство характеризуется особой демографической ситуацией: меняется возрастной состав, растет доля пожилых людей. С этим связано изменение роли региона в системе внешних миграций населения — из главного очага эмиграции он превратился в главный мировой очаг трудовой иммиграции (насчитывается 12—13 млн иностранных рабочих, особенно их много в ФРГ, Франции, Великобритании).
Национальный состав достаточно однородный: из 62 народов региона к индоевропейской семье относится большинство (славянская, германская и романская группы). Гос-ва со сложным национальным составом и межнациональными отношениями: Ольстер в Великобритании, Страна Басков в Испании, Босния и Герцеговина.
Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, в Северной — протестантство. В Риме расположен мировой центр католицизма — государство-город Ватикан.
Размещение населения. Уровень урбанизации — самый высокий в мире: в среднем в городах живет более 70%, а в некоторых странах более 80% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, образующими густую сеть. В последнее время рост крупнейших городов замедлился или даже прекратился.
Промышленность
Экономическую мощь определяют 4 страны, входящие в «большую семерку», — ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, а также Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция.
В отраслевой и территориальной структур» пр – ти на первое место выдвигаются новые и новейшие отрасли.
Машииостроеиие — ведущая отрасль, на которую приходится 1/з всей промышленной продукции региона и 2/з его экспорта. Ориентация: трудовые ресурсы, научная база, инфраструктур» (тяготеет к крупным городам и агломерациям).
Химическая пр-ть — 2-е место после машиностроения. В качестве сырья использует углеводород, а не уголь. Поэтому крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях рек Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.
Топливно-энергетическое хоз-во. Уголь в топливно-энергетическом балансе (ТЭВ) имеет первостепенное значение лишь в восточной части Европы (Польша, Чехия). Добыча и потребление угля резко сократились, и в ТЭВ ведущее место принадлежит нефти и природному газу. Добыча угля сосредоточена в ФРГ, Польше, Великобритании; нефти — в Великобритании, Норвегии (нефтегазоносный бассейн в Северном море); природного газа — в Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Румынии. Электроэнергия вырабатывается в основном на ТЭС. Роль ГЭС велика в скандинавских и альпийских странах (Норвегия, Швеция, Швейцария). Доля АЭС наиболее велика во Франции, Бельгии, Швеции, Швейцарии.
Металлургическая пр-ть сформировалась до начала эпохи НТР. Черная металлургия наибольшее развитие получила в странах, обладающих ресурсами каменного угля или железной руды, — ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. Крупные металлургические комбинаты в Таранто (Италия), близ Марселя и в Дюнкерке (Франция), возникшие в связи с тем, что черная металлургия стала ориентироваться на импорт железной руды из развивающихся стран. Сохраняют значение и старые металлургические р-ны — Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции.
По размерам выплавки стали выделяются ФРГ, Италия, Франция, Великобритания, Польша, Испания.
Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная пр-ть. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые з-ды все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран. Медная пр-ть представлена в ФРГ, во Франции, в Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.
Лесная пр-ть, ориентирующаяся прежде всего иа источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации в Швеции и Финляндии.
Легкая пр-ть, с которой началась индустриализация этого региона, утратила свое былое значение. Старые текстильные р-ны — Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии, Лодзинский в Польше существуют, но для них характерен застой. Текстильная пр-ть смещается в страны Южной Европы, где есть резервы дешевой рабочей силы (Португалия превратилась в главную «швейную фабрику» региона, а Италия по производству обуви уступает только США).
Сельское хозяйство
По основным видам с.-х. продукции большинство стран полностью обеспечивают свои потребности и заинтересованы в сбыте продукции. Основным типом с.-х. предприятия большинства стран является высокомеханизированная ферма. В Южной Европе преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.
Животноводство имеет преимущественно молочно-мясной уклон. Растен иеводство. Главные производители зерновых — Франция, Польша, ФРГ, Великобритания; картофеля — Польша, ФРГ; сахарной свеклы — Франция, ФРГ, Италия, Польша; винограда и субтропических фруктов — страны Средиземноморья (по сбору винограда и прюизводству вин — Италия; по сбору маслин — Испания).
Основные типы сел. хоз-ва: 1) североевропейский. с преобладанием интенсивного молочного и мясо-молочного животноводства; 2) среднеевропейский. отличающийся развитием животноводства и растениеводства, но с ориентацией на нужды животноводства; 3) южноевропейский, со значительным преобладанием растениеводства. Несмотря на то что в посевах главное место занимают зерновые культуры, международная специализация определяется производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромас – личрых культур.
Рыболовство стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании, Исландии (вылавливается более 10 млн т рыбы).
Транспорт
Региональная транспортная система относится к западноеврюпейскому типу. По дальности перевозок немного уступает США и России, а по обеспеченности транспортной сетью — намного превосходит, занимая 1 – е место в мире. Характерно бурное развитие автомобильного транспорта, который является главным в перевозках как пассажиров, так и грузов. Сеть ж. д. сокращается. Конфигурацию транспортной сети образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
Речные пути имеют также меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250—300 млн т грузов в год.
В местах пересечения сухопутных и водных путей возникли крупные транспортные узлы (морские порты) — Роттердам, Марсель, Гавр, Гамбург, Лондон и др., превратившиеся в портово- промышленные комплексы.
Охрана окружающей среды н экологические проблемы
Обострение природоохранных и экологических проблем связано: а) с открытой добычей полезных ископаемых; б) размещением больших городов* и комплексов тяжелой пр-ти на берегах рек и морских побережьях; в) со всевозрастающей автомобилизацией; г) стихийным развитием туризма; д) с катастрофами супертанкеров у западных берегов.